«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Стертая дизартрия

Дизартрия – нарушение произношения, основой которого является поражение нервной системы. Заболевание обусловлено плохой подвижностью органов речевого аппарата. В детском возрасте такая проблема приводит к ряду сложностей.

Чем связана болезнь, каковы ее симптомы и как можно избавиться от нее?Дизартрия у детей

 

Симптоматика ↑

 

Токарева ввела в обиход термин стертая дизартрия. Самое название говорит о легкой симптоматике. В подобных случаях пациент может произносить нормально все звуки по отдельности, но в обычном речевом потоке они звучат смазано, не четко.

 

Основные проблемы, вызванные нарушением, включают в себя:

 

  • плохую неразборчивую речь;
  • нарушения дикции;
  • неправильное произношение звуков;
  • использование схожих фонетически форм во время речи.

 

Все, что связано с нарушением произношения можно отнести к внешним проявлениям заболевания. При этом учитывают не только звучание слов, но и темп речи, эмоциональную окраску. Список подобных симптомов может меняться, сочетать в себе несколько пунктов и исключать другие. Все зависит от области поражения головного мозга.

 

Дизартрия у детейОднако неправильная речь не всегда вызывает у родителей малыша особые опасения. Все мы начинали разговаривать с ошибками. Но в возрасте пяти-шести лет необходимо внимательно подойти к проблеме и обратить внимание на моторику ребенка, именно она может стать ярким проявлением болезни.

 

Выявление ↑

 

В детских дошкольных учреждениях регулярно проводят осмотр и диагностику, чтобы вовремя выявить проблемы. Сегодня средние показатели таковы, что в средних группах около сорока процентов детей имеют отклонения в речевом развитии, в подготовительных – примерно шестьдесят.

 

В список наиболее часто встречающихся нарушений входят:

 

  1. Ринофония.
  2. Дислалия.
  3. Фонетическая и фонематическая недоразвитость.
  4. Стертая дизартрия.

 

занятия с логопедомВ последнем случае, ребенок нуждается в регулярном индивидуальном лечении, которое может предоставить профессиональный логопед. Для этого специалисты проводят сначала общие занятия с детьми, после чего работают отдельно с каждым ребенком по уникальной программе.

К сожалению, на сегодняшний день нельзя сказать, что методы по выявлению нарушения имеют стопроцентный результат. Да и курсы лечения, коррекции разработаны не полностью.

 

Диагностика ↑

 

Если на предварительных проверках были выявлены симптомы расстройства, ребенок направляется на дополнительные исследования. В первую очередь, это проверка у невропатолога.

 

Врач проводит дополнительные проверки и подтверждает или опровергает первоначальный диагноз. Именно он обязан назначить наиболее подходящее лечение. Для начала доктор проводит беседу с матерью и ребенком, изучает медицинскую карту пациента.

 

Исходя из существующего опыта, считается, что зачастую болезнь может быть вызвана:

 

  • Детский неврологнарушением развития во внутриутробный период;
  • асфиксией младенца;
  • сложными родами.

Достаточно часто такие дети наблюдались у невролога в первый год жизни. Им назначали курс массажа и медикаменты. В более старшем возрасте малыши развиваются соответственно норме и только к возрасту пяти лет начинают проявляться тревожные симптомы.

 

Моторика ↑

 

Ребенок с подобным заболеванием имеет ряд проблем с моторной функцией организма. Во-первых, они достаточно неловкие, имеют ограниченный набор движений. Во-вторых, если предложить им ряд физических упражнений, быстро устают.

 

Если попросить постоять или попрыгать на одной ноге, они не смогут этого выполнить. Попробуйте предложить малышу игру-имитацию. Вы показываете движение – он повторяет:

 

  • Игра с ребенкомкак шагают солдаты;
  • летает бабочка;
  • прыгает лягушка;
  • рубим дрова;
  • разрезаем яблоко.

 

При нормальном развитии ребенок должен повторить за вами все действия. В противном случае речь идет об отклонении.

 

Если ребенок посещает хореографические занятия, то и здесь легко можно заметить проблему. Зачастую движения не совпадают с общим ритмическим рисунком, выполняются не в такт. При смене одного па на другое происходит задержка.

 

Кроме этого, симптоматика прослеживается и в мелкой моторике. Такие дети не любят рисовать, играть с мелкими предметами и конструкторами. Пальчики плохо справляются с деталями. Трудно дается и гимнастика для рук. Например, такие упражнения как замок, колечки. Когда необходимо соединять пальцы друг с другом по очереди.

 

Особенности артикуляции ↑

 

Помимо изложенных выше проявлений, можно выделить и нарушения в работе артикуляционного аппарата. Это может быть низкий или высокий тонус.

 

В первом случае заметна слабая подвижность мышц лица, их вялость. Вследствие плохого развития пациент не может долго удерживать рот в закрытом положении. То же самое наблюдается и с губами, языком. Они достаточно вялые, во время речи двигаются малоактивно.

 

Если мышечный тонус повышен, то все обстоит иначе. Органы артикуляции находятся в постоянном напряжении. Губы практически не принимают участие в речи. Встречается нарушение целенаправленных движений. Например, если требуется одновременно выполнять что-то руками и органами артикуляции.

 

Во время обследования малыша ему предлагают выполнить разнообразные упражнения:

 

  • девочка надула щекинадуй щеки;
  • улыбнись;
  • вытяни губы, как уточка;
  • покажи, как цокают копыта у лошадки.

 

Зачастую испытуемый хорошо справляется с поставленной целью и может повторить подобные действия, однако, основное внимание уделяется именно качеству. При нарушении проявляется слабость движений, короткий промежуток удержания той или иной позы. С возрастанием нагрузки, качество резко падает, в связи с сильным утомлением мышц.

 

Лечение ↑

 

Такое нарушение, как стертая дизартрия нуждается в комплексном подходе. Немаловажной является роль родителей. Большая доля лечения проходит в домашних условиях. Плюс работа врача-логопеда и прием медикаментов, которые назначает невропатолог.

 

Комплекс работы с пациентом включает в себя:

 

  1. Массаж.
  2. Гимнастика.
  3. Работа с логопедом.
  4. Укрепление моторной функции.

 

Массаж лица ребенкуРегулярно необходимо проводить массаж лица, который состоит из нескольких пунктов. Во-первых, это несильные пощипывания нижней части (губы, щеки, подбородок). Во-вторых, работа с верхней и нижней губой (сведение и разведение). В-третьих, массирование подушечками пальцев мягкого неба. Оно осуществляется последовательными движениями вперед и назад. Подобное упражнение делают не дольше двух минут в день.

Хорошо влияют на достижение положительного результата занятия у зеркала. Своеобразная гимнастика для артикуляционного аппарата. Необходимо тренировать мышцы: открывать и закрывать рот, вытягивать губы дудочкой, показывать оскал. Отдельно можно проводить занятия для укрепления языка: поднять, опустить, осуществить круговые движения, облизать губы.

 

Помимо очевидных заданий, стоит уделить внимание мелкой моторике. Предлагать игры с пластилином, выполнять аппликации, собирать пазлы и конструировать.

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Дизартрия