«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Псевдобульбарная дизартрия

Что это такое? ↑

Дизартрия – это патология в формировании речевых функций из-за повреждений в нервной системе. При этом заболевании ограничена двигательная активность речевых органов (губ, языка, нёба), из-за этого практически отсутствует артикуляция.

Для детей проявление заболевания характерно нарушением произношения слов, чтения и правописания, что приводит к недоразвитию речи. У взрослых таких проблем при дизартрии не наблюдается.

Псевдобульбарная дизартрия – наиболее распространенная патология среди малышей, обычно встречающаяся при ДЦП. Возникает данное заболевание в результате двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей, проходящих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов.

Причины и стадии заболевания ↑

Причинами возникновения псевдобульбарной дизартрии являются:

  • Родовая травматяжелый родовой процесс;
  • интоксикации организма;
  • поражения мозга из-за энцефалита;
  • опухоль;
  • осложненная беременность (токсикоз, гипоксия, недоношенность, резус-конфликт);
  • инсульт;
  • травмы головы.

Если у ребенка проявляются некоторые из перечисленных ниже признаков, то это должно насторожить родителей и служить поводом для обращения к специалисту. Предвестники заболевания, характерные для грудного возраста:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • слабый крик;
  • поперхивания;
  • подтекание молока в процессе кормления грудью;
  • слюновыделение;
  • нарушение мускулатуры лица.

Псевдобульбарная дизартрия по степени тяжести подразделяется на 3 стадии:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

При легкой форме заболевания губы и язык малыша двигаются медленно и с усилием. Произношение присутствует, но иногда речь смазана. Аналогично жевательный рефлекс есть, но бывают поперхивания и небольшие затруднения в глотании. В общем, ребенок при такой стадии болезни практически здоров, но посещения специалиста все же необходимы.

Наиболее распространенная, средняя форма заболевания характеризуется неспособностью двигать мышцами лица и языком. Такие простые действия как надуть щёки или сомкнуть губы вызывают затруднение. Речь неразличимая, тихая. Есть проблемы с жеванием и проглатыванием пищи. Уже при такой стадии болезни дети не могут учиться в обычной школе, им необходимы индивидуальные специализированные занятия.

При тяжелой форме течения болезни речи вообще нет. Мышцы лица полностью обездвижены, рот приоткрыт. Но даже у таких малышей есть шанс не отставать в умственном развитии от своих сверстников, но родителям и врачам для этого нужно приложить максимум усилий.

Особенности болезни ↑

Неразборчивая речьВсех детей, которые страдают псевдобульбарной дизартрией, объединяет нарушение моторики артикуляционного аппарата. Значит, малыш не только неправильно говорит слова, но и воспринимает звуки неверно. А это уже предполагает наличие проблем в фонетическом анализе и правописании.

Дети с таким заболеванием могут произносить двух- и трехсложные слова, но четырехсложные уже не могут, и несколько слогов выпадает. Также 2 и более согласных в слове для них труднопроизносимы, и они просто не говорят эти звуки.

Для псевдобульбарной дизартрии характерен тонус мышц лица, напряжение языка и отклонение его назад, возможно нарушение движения глаз и бровей. У некоторых малышей болезнь может по-разному отразиться на каждой стороне: бывают левосторонние и правосторонние нарушения. Физическая активность также страдает, они не могут бегать, прыгать, самостоятельно одеться или обуться.

Но некоторые важные артикуляционные рефлексы все же у больных псевдобульбарной дизартрией сохраняются. Так, во время приема пищи ребенок может смеяться, кричать, плакать, произносить звонкие звуки, облизывать губы.

Лечение ↑

Самое главное, что должны знать родители страдающих дизартрией малышей, что болезнь излечима. Специалисты, занимающиеся этим заболеванием – это невролог и логопед. На основе проводимых исследований, у ребенка определяется форма тяжести псевдобульбарной дизартрии, назначается корректирующее лечение.

Невролог может отправить больного на иглоукалывание, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Логопед на своих занятиях развивает мелкую моторику (пальчиковые игры), занимается речевым аппаратом (массаж языка, артикуляционная гимнастика), упражнениями для дыхания, корректирует произношение слов, дает навыки речевой коммуникации.

АрефлексияУспех от проводимых занятий со специалистами зависит не только от степени тяжести болезни, но и от прогресса в лечении основного заболевания (ДЦП). Кроме того, немаловажную роль играет усердие и стремление больного, поддержка родных и близких.

Дети с легкой стадией дизартрии способны при соответствующем лечении учиться в обычной школе, дети с другими стадиями способны улучшить работоспособность речевых функций, и здесь важно наличие логопедических пунктов в общеобразовательных учреждениях.

Всех малышей, входящих в группу риска по заболеваемости псевдобульбарной дизартрией, необходимо консультировать с неврологом для проведения соответствующих профилактических мероприятий.

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Дизартрия