«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Существует множество проблем, с которыми сталкиваются родители любого ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Некоторые из них решаются достаточно просто и не вызывают особых проблем. Другие, симптоматика которых не выражена, таят в себе более тяжелые особенности, требуют тщательный анализ и обследование. Например, проблемы с речью.

Воспитание таких малышей необходимо выстраивать по определенным методикам.

Общие сведения ↑

Речевая картаДизартрия – нарушения в фонетическом воспроизведении слов, может проявляться в раннем возрасте (5-6 лет). Это может быть замена одних звуков другими, перемещение букв в словах. Заболевание обычно вызвано вследствие поражения отвечающих за речь областей мозга или при наличии какой-либо особенности физического развития.

Помимо проблем с произношением возникает побочная реакция – неправильное письмо. Если у ребенка проблемы с проговариванием звуков, он автоматически перестает слышать их. Поэтому на письме допускает ошибки. Ведь люди обычно опираются на устное произношение слова, особенно если это малыш 6 лет.

Воспитание и обучение таких детей имеет свои сложности, которые ложатся на родителей и логопеда.

Для диагностики, проводят обследование, для этого зачастую используется специальная речевая карта.

Нарушения бывают нескольких видов. Вот основные формы дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • корковая;
  • мозжечковая;
  • подкорковая.

Форму определяет неврологическая картина, особенности течения болезни и пораженный участок.

Истоки проблемы ↑

Углубляясь в корень подобного нарушения, можно увидеть, что свое начало оно берет в головном мозге. При наличии определенных проблем возникает сбой в работе нервных окончаний. Изменяются особенности их функционирования. Таким образом, подвижность основных органов, участвующих в формировании речи, имеет нарушения. Когда проходит обследование, все детали сохраняет специальная карта ребенка.

Если заболевание коснулось взрослого человека, то его речевая функция не подвергается изменениям или разрушениям. После 5 лет, эта способность человека уже более-менее сформирована. Больной все так же четко воспринимает устную речь и продолжает писать без ошибок. Тогда, как несформированные навыки и умения ребенка, получают более ощутимые нарушения. В этом случае возникают проблемы с чтением и письмом.

Неразборчивая речьЕсли обратить внимание на особенности речи такого ребенка, можно отметить, что звучит она несколько странно. Не слишком плавно, часто происходит то ускорение, то замедление. Сбивается дыхание, а вместе с тем и темп.

Порой симптоматика нарушения размыта, что может привести к неправильной постановке диагноза. Однако грамотный специалист и вовремя назначенное обследование помогут выяснить причину, установить особенности болезни.

Заполненная специальная карта – одно из обязательных условий диагностики.

Если же речь абсолютно точно звучит неразборчиво, имеет сильные нарушения фонетической и фонематической составляющей, то, вероятнее всего, здесь присутствует дизартрия.

Проявления у детей ↑

Проводя обследование, специалистом заполняется специальная карта, в которой указывается характеристика детей с дизартрией, специфические детали, возникающие в ходе расстройства. У ребенка, которому не исполнилось шести лет, наблюдается непросто искаженное произношение, отмечается общее расстройство артикуляции.

Расстройство артикуляцииЛогопед, у которого под рукой карта, проводит анализ общей моторики и мелкой. Отмечает особенности звукопроизношения, указывает словарный запас. Таким образом, карта речи содержит необходимые для выбора метода коррекции детали.

Подобные нарушения сопровождаются заметными отклонениями в моторике. Особенности болезни это плохая работа пальцами рук, пациент плохо жует и глотает пищу, неверно или неумело осуществляет прыжки на одной ноге.

Если попросить ребенка вырезать круг или застегнуть пуговицу – это вызовет проблемы. Все это основные признаки, которые можно выявить, проводя воспитание и занятия с малышом.

Симптоматика заболевания у каждого человека отличается: интенсивностью, наличием того или иного проявления. Все зависит от степени развития проблемы, очага ее возникновения, периода, когда она возникла: во внутриутробный период, до года или после 4-5 лет.

Как показывает регулярное обследование, в этом смысле каждый пациент уникален, у каждого ребенка индивидуальная карта. Поэтому работа с врачом включает в себя различные приемы.

Самая распространенная форма ↑

Если сопоставить все существующие формы дизартрии, то чаще всего встречается псевдобульбарная. Она возникает из-за поражения головного мозга, перенесенного в раннем детстве.

ЭнцефалитПричиной может стать:

  • энцефалит;
  • опухоль;
  • родовая травма;
  • интоксикация.

В подобной форме проявления нарушения имеют яркую окраску, хотя при правильно поставленной коррекционной и лечебной работе, вероятность нормального усвоения речи высока.

Признаки заболевания это плохой сосательный рефлекс у младенцев, изменение в моторике лица и всего организма. У ребенка рот находиться в открытом положении, изменяется процесс глотания.

Если рассмотреть все особенности, то нарушения можно разделить на три вида. Первый – это легкая степень. В ее случае движения губами, языком достаточно медленное, поэтому и сама речь слишком плавная, затянутая.

Второй вид – более сложный. В этом случае лицевая мимика практически неразличима. Движение артикуляционным аппаратом слабое. К особенностям можно отнести тихий, неразборчивый разговор. Мышцы быстро утомляются, возникает обильное выделение слюны. Пациент не может надуть щеки, вытянуть губы дудочкой, задержать язык в поднятом положении.

Проявления тяжелой формы этой проблемы – абсолютное отсутствие мимики. Лицо ребенка становится похоже на неподвижную маску. Слабые мышцы не позволяют держать рот закрытым.

Все симптомы и детали, установленные врачом-логопедом, сохраняет речевая карта, после чего анализируется. На этом основании выстраивают линию работы по коррекции.

Лечение ↑

Работа с логопедомГлавная задача, если обследование показало подобную проблему – это восстановление и развитие нормальной речи. Малыш впоследствии должен хорошо разговаривать, общаться с окружающими. Это необходимо для построения нормальных социальных связей. Курс терапии, который требует псевдобульбарная болезнь, включает в себя несколько направлений:

  • семейное воспитание;
  • работа с логопедом;
  • прием медикаментов.

Лекарственные препараты назначает невропатолог. Предварительно им изучается медицинская карта, провидится беседа с родителями.

Весомое значение имеет первый пункт. Именно в кругу родных, когда происходит воспитание, обучающие мероприятия малыш получает основной опыт общения.

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия, рассказывает родителям основные детали, на которые необходимо сделать упор, чтобы минимизировать проявления болезни.

Кроме этого, специалист регулярно проводит обследование, заполняется карта пациента, для дальнейшего изучения и анализа, составляется сравнительная таблица.

 

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Дизартрия