«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Массаж языка при дизартрии

Дизартрия – это заболевание, для которого характерно отсутствие нормального развития речевого аппарата. Существует несколько видов дизартрии, различающейся по типу поражения головного мозга. Для болезни характерны малоподвижность или неподвижность мышц лица и языка, трудности либо невозможность в произношении слов.

Дизартрия у детей в настоящее время нередкое заболевание, иногда идущее вместе с ДЦП. Также дизартрия может быть вызвана тяжелым протеканием беременности, проблемными родами, травмами, полученными во время или после рождения, энцефалитом, менингитом.

В зависимости от степени тяжести болезни, специалисты назначают корректирующее лечение. За ребенком наблюдают невролог и логопед. В компетенции первого назначение лечебной физкультуры, массажа, иглоукалывания. Логопед занимается развитием мелкой моторики пациента, выполняет массаж ладошек и языка, показывает упражнения для дыхания и улучшения артикуляционного аппарата, работает над корректировкой правильного произношения слов и речевых коммуникаций.

Дизартрия в детском возрасте поддается лечению, главное неукоснительно соблюдать рекомендации специалистов и стремиться улучшать свои навыки.

Массаж языка ↑

Массаж языкаПоговорим об особенностях массажа языка.  Напомним, что массаж – это совокупность физических действий, направленных на улучшение состояния пораженного участка тела человека. Логопедический массаж при дизартрии – весьма необходимая мера для успешного лечения, которая:

  • устраняет как повышенный, так и пониженный тонус мышц;
  • изменяет в лучшую сторону технику произношения слов;
  • активизирует обмен кислородом между тканями и кровью;
  • увеличивает возможности артикуляционных функций.

Массаж при дизартрии может выполняться логопедом, дефектологом либо другим специально обученным медицинским работником, разбирающимся в особенностях мышц речевого аппарата. Он делается только по назначению врача. У детей не должно быть противопоказаний со стороны невролога и педиатра. Изначально логопед сам должен оценить работоспособность артикуляционного аппарата пациента, осуществить пальпацию, проделать несколько упражнений для определения стадии заболевания.

Длительность процедуры зависит от возраста ребенка и количества занятий. Так, в первый раз упражнения длятся 6 минут, а к концу цикла сеанс составляет 20 минут. Малышам до 3 лет рекомендуется выполнять процедуры не более 10 минут, для детей с 3 до 7 лет – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказания к выполнению массажа:

  • инфекционные вирусные заболевания;
  • стоматит, конъюнктивит;
  • рвотный рефлекс;
  • губной герпес.

Крики, плач, судороги, тремор подбородка не являются запретом для проведения упражнений, но их рекомендуется выполнять с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Инструменты логопеда ↑

Отдельно несколько слов надо сказать о вспомогательных элементах, используемых в процессе массажа. Они называются зондами, по материалу изготовления подразделяются на металлические и пластмассовые. А по форме они бывают самые разнообразные: шарик, вилка, усы, грибок, улитка, топорик и т.д. Именно зондовый массаж необходим при дизартрии, поэтому родителям не стоит беспокоиться за детей и пугаться этих странных приспособлений в руках у логопеда.

Правила выполнения массажа ↑

Существует 2 позы, в которых можно делать массаж языка:

  1. В положении сидя, используя высокий подголовник (можно и в коляске либо детском кресле).
  2. В положении лежа на спине с подложенной под шеей подушкой. Руки при этом протянуты вдоль тела, ноги согнуты в коленях, плечи приподняты, а голова откинута назад.

Перед проведением процедур необходимо полностью расслабить мышцы шеи и челюсти, так как они связаны с языком. В начале рекомендуется выполнить небольшую гимнастику для растяжения мышц корня языка:

  1. Расположив большой палец на языке, еще 2 пальца под ним, вращаем языком сперва влево, затем вправо несколько раз.
  2. Накручивая язык на указательный палец, подтягиваем его вперед, а потом раскручиваем. Гимнастика выполняется в спокойном темпе.

Для достижения наилучшего результата, упражнения лучше всего выполнять, используя специальные логопедические зонды. Эти приспособления максимально эффективно воздействуют на язык, не только делая его гибким и подвижным, но и корректируя произношение различных звуков.

Внимание!! Массаж на языке для детей не должен приносить боли! Ребенок может испытывать дискомфорт, но не более того.

Примеры упражнений, проводимых на языке при дизартрии:

  1. Шариковый зондПроводим шариковым зондом вдоль продольных мышц с целью их укрепления. Делаем 8-10 раз.
  2. Для укрепления как продольных, так и поперечных мышц сдавливаем пластмассовым зондом точки на языке, передвигаясь от его корня к кончику. Делаем 6 раз.
  3. Поглаживаем поперечные мышцы шариковым зондом 6-9 раз.
  4. Обкалываем зондом в форме иглы периметр языка в течение 10 сек.
  5. В ямочках под языком делаем точечные повороты против часовой стрелки. Можно использовать как зонд, так и указательный палец. Длительность процедуры 10 сек.
  6. Приглаживаем язык по бокам несколько раз.
  7. С целью укрепления всех мышц языка массажируем его пальцами, завернутыми в марлю. Длительность процедуры 8 сек.
  8. Делаем разные движения: по спирали, по кругу, растирающие, перетирающие не только на верхней поверхности языка, но и на нижней.
  9. Выполняем надавливания зондом, потряхиваем языком, держась за его кончик.
  10. Сжимаем язык по бокам в течение 2 сек, 8-10 раз.
  11. Пощипываем край языка, потом похлопываем и выполняем вибрирующие движения зондом.

Такой массаж делается 2-3 раза в день. Специалист может выполнять и другие упражнения, все зависит от индивидуальных особенностей детей. Зондовый массаж дает значительные успехи в развитии речевого аппарата ребенка, улучшает работоспособность мышц и произношение звуков.

Заключение ↑

Польза от логопедического массажа при дизартрии может быть достигнута при регулярности проводимых занятий. У детей со средней степенью заболевания уже через пару курсов наблюдались сдвиги в развитии речи и мышц, произношении. Польза от массажа проявляется в следующем:

  • Улучшение дикцииуменьшается количество патологий речевого аппарата;
  • приводятся в рабочее состояние мышцы, которые раньше не были задействованы;
  • улучшается дикция;
  • появляется большее количество проводимых ребенком артикуляционных движений;
  • приводится в норму тонус мышц лица.

Если у детей в грудном возрасте наблюдаются предпосылки возможного появления дизартрии (поперхивания, вытекание молока в процессе кормления грудным молоком, слабый крик, нарушения сосательного рефлекса и мимики лица, чрезмерное слюновыделение), то массаж по согласованию с неврологом необходимо проводить с трехмесячного возраста. Конечно, для грудных детей упражнения должны быть щадящие и маленькой продолжительности. Массаж можно делать и в домашних условиях, родители могут обучиться технике его выполнения у специалиста. Следует помнить, что дизартрия лечится, и нужно применить максимум усилий для здоровья наших детей.

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Дизартрия