«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Что такое аграфия

Многие формы поражения коры головного мозга протекают с признаками аграфии. Она проявляется в виде нарушений способностей к письму или полной их утратой. Особенно ярко симптоматика аграфии выражена у взрослых и детей старшего возраста, когда патология возникает при полностью сформированной письменной речи.Аграфия

Характерные проявления ↑

Зеркальное письмоФункциональность кисти и пальцев не изменяется, полностью сохраняется мелкая моторика. Человек, крепко держа в пальцах ручку или карандаш, силится вспомнить, как нужно писать и как выглядят графические знаки, или пишет с грубыми ошибками, путает буквы, пропускает слова или слоги, напрочь забывает о знаках препинания. Он вдруг может начать писать в «зеркальном» отображении. Такое разнообразие проявлений заболевания зависит от формы аграфии, которая определяется локализацией очага поражения в определенных центрах головного мозга.
У правшей патология письма возникает при локализации очага в левом полушарии, у левшей – в правом, то есть всегда задействована доминантная сторона. Вторая лобная извилина, затылочно-теменная область (центр Экснера), граница угловой извилины и затылочной, височные извилины – вот основные точки коры, поражение которых приводит к аграфии.

Причины и формы заболевания ↑

Главная причина – это органическое поражение коры, к которому могут привести несколько факторов. Это может быть:

  • новообразование (доброкачественная или раковая опухоль);
  • травма;
  • геморрагический или ишемический инсульт;
  • токсическое воздействие отравляющих веществ;
  • воспалительные процессы, вызванные инфекционным агентом.

Родовая травма, полученная малышом, также может стать причиной аграфии. При некоторых формах травмы ребенок не может научиться говорить и, следовательно, писать, то есть неспособность к письму сопровождает алалию, отсутствие речи или ее нарушения. У более старших детей и взрослых нарушения письменной речи сочетаются с афазией: человек теряет способность к выражению своих мыслей с помощью устной речи.

кора головного мозгаНаиболее часто аграфия протекает не как самостоятельное заболевание, а как симптом, то есть является проявлением основной патологии. Если человек может переписать слова, но затрудняется написать что-то под диктовку или самостоятельно, то это амнестическая форма болезни. Он забывает, как выглядит буква, и не может подобрать к звуку его графическое изображение. Эта форма аграфии – одно из проявлений синдрома Герстманна, свидетельствующего о локализации очага на границе теменной и височной доли.
Когда человек берет в руки карандаш уверенно, но неправильно, и, неестественно держа руку, начинает изображать буквы корявыми, разного размера, «зеркально» или представлять их отдельными штрихами, то это говорит об апраксической форме аграфии. Она встречается при вовлечении в патологический процесс угловой извилины или, гораздо реже, второй лобной извилины и проявляется при всех видах письма.

При поражении левой височной доли наступает афатическая форма, которая сочетается с афазией, потерей слухоречевой памяти, способности называть предметы и действия своими именами.

Диагностика и лечение ↑

обследованиеТак как нарушения письменной речи имеют яркую картину и сочетаются с другими симптомами, то диагностировать аграфию как проявление другой патологии несложно. Врач после проведенного осмотра обязательно назначит дополнительные методы исследования. Это необходимо для выявления точной локализации очага в коре мозга. Магнито-резонансная или компьютерная томография, ЭЭГ, рентгенография предоставят максимум информации для постановки окончательного диагноза.

Лечение установленной патологии, и нарушений письма в том числе, всегда длительное, с применением различных средств и методов. В основе лежит этиологическая терапия, зависящая от причины заболевания. Немаловажными при лечении аграфии являются занятия с логопедом, психотерапевтом, лечебная гимнастика. Своевременное начало терапии, ее комплексность и многоэтапность – вот основа успеха при речевых и письменных нарушениях.

Автор: Серова Галина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Нарушение высших функций мозга