«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Тренировка для улучшения памяти

Тренировка мозга — это очень важное занятие, о котором не следует забывать. Людям, чьи профессии связаны с обработкой большого количества информации (учителя, актеры, директора), им в этом плане проще. Так как их память постоянно развивается непроизвольно за счёт выполнения ежедневных действий. Если же ваша профессия не связана с интеллектуальным развитием или вы хотите несмотря на все свои навыки её улучшить самостоятельно, тогда тренировка для памяти в виде упражнений и тестов, это то что вам нужно.

Часто мы слышим от людей «у меня плохая память», хотя на самом деле это неверное выражение. Плохой памяти не бывает, она может быть не до тренированная. В погоне за рельефным телом, человек готов выполнять физические упражнения, посещая спортивные занятия, но почему же этого не происходит с мозгом? Каждый хочет иметь достаточный уровень интеллекта, который напрямую зависит от памяти, при этом, не выполняя никакие упражнения. Согласно экспериментам учёных, в среднем, человек пользуется лишь десятой частью от реальных возможностей памяти, а остальная находится в так называемом «спящем режиме». Чтобы пробудить и активизировать работу памяти были созданы различные тесты, упражнения и  игры, о которых и пойдет речь.

Виды памяти ↑

Для того, чтобы понять, какие именно упражнения необходимы, следует разобраться с видами памяти и определить какая из них менее развита и требует особого внимания.

ПамятьПо длительности хранения информации память разделяют на длительную, кратковременную и мгновенную. В кратковременной, информация в мозге задерживается на несколько минут, дней или максимум недель. Потом полученная информация, которой человек больше так и не воспользовался, стирается, как бы освобождая мозг от «мусора» и подготавливая место для новых данных.

Мгновенная память хранит полученную информацию в прямом смысле слова, несколько секунд. Она задействован в те моменты, например, когда человек переходит дорогу и оценивает происходящую ситуацию на дороге. После того как действие сделано, в нашем случае, дорога перейдена, данные о движущейся машине уже не нужны и эта информация сразу же удаляется.

Долговременная память, информация из этого отдела хранится годами и десятилетиями. Сюда помещается та информация, которая постоянно востребована. Информация из кратковременной памяти перемещается в долговременную, если её хозяин начал использовать ее в повседневной жизни. Таким образом, кратковременная память является продолжением долговременной, чем больше развита первая, тем будет лучше вторая. В последствии долговременная память является входными воротами для интеллекта, фактически всё это связано между собой.

По характеру психической активности память разделяют на:

  • образную. Эта функция способствует запоминанию образов, которые возникают в результате работы различных сенсорных систем. В зависимости от них, выделяют: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную. Интересные данные получили учёные среди детей, учащихся в школе, изучая образную память со всеми ее подвидами. Так, школьник, прослушав один раз информацию на уроке, способен на следующий день воспроизвести порядка 10% от услышанного. Тот же материал, но без лекции, а при самостоятельном прочтении, позволяет воспроизвести информацию на 30%. РассказЧитать книгу и зрительное восприятие (лекция учителя на уроке и домашнее прочтение материала) у детей увеличило эту цифру до 50%. Самый лучший результат показало соединение трех видов образной памяти, когда после рассказа и прочтения, была выполнена практическая работа, что привело к воспроизведению 90% полученного материала;
  • моторная или двигательная, позволяет запоминать те или иные движения. Это езда на велосипеде, роликах, умение плавать или попросту ходить. Так, у детей появляются первые шаги, попытки прыгать или бегать, все эти действия воспроизводятся повторно благодаря двигательной памяти;
  • эмоциональная память отвечает за наши переживания и чувства. Сюда включается: страх, перед каким-то действием, так как человек помнит, например, ощущения укола, когда непроизвольно возникает лёгкое беспокойство. Сюда же можно отнести чувства обиды, которые хранятся в нашей голове, отсюда пошло выражение «злопамятный человек». Любовь и нежность, память на испытываемые чувства при встрече с предметом своего обожания и т.д.;
  • семантическая память заключается в запоминании слов. Чтение стихов, произведений, обучение различным языкам, запоминание новых слов, все это можно отнести к семантической памяти.

В развитии, как правило, нуждается больше всего образная память. Также есть и другие виды, например:

  • генетическая;
  • репродуктивная;
  • ассоциативная;
  • автобиографическая;
  • произвольная;
  • эксплицитная и др.

Упражнения для зрительной памяти ↑

Улучшить зрительную память можно при помощи таких упражнений:

  • таблица Шульте. Суть таблиц заключается в размещении в них хаотично расположенных цифр. ВашаЧитать книгу цель как можно скорее отыскать нужную цифру среди всех иных. Такое упражнение помогает развить периферийное зрение, улучшить скорость зрительных поисковых движений и многое другое;
  • скорочтение. Отличный способ для развития зрительного восприятия, как у детей, так и взрослых. Можно засекать время, чтобы высчитать, сколько слов за минуту вы читаете, и каждый раз стараться побить свой собственный рекорд. Тем самым упражнение не будет нудным, а появится азарт для улучшения результатов;
  • метод Айвазовского. Это упражнение помогает улучшить фотографическую память. Метод заключается в том, чтобы в течении пяти минут рассматривать человека, животного или какой-то неодушевлённый предмет, после чего закрыть глаза и максимально, как только это возможно воспроизвести увиденное ранее у себя в мыслях. Можно воспроизводить и на листке бумаги, пытаясь нарисовать в красках просмотренное, это лишь повысит эффективность тренировки. Методом Айвазовского, это упражнение было названо, потому, что художник мог часами наблюдать на надвигающуюся волну, а потом в своем мышлении остановить время и запомнить эту волну в одном положении, для того чтобы изобразить её на своем полотне;
  • упражнение спички. Своеобразный тест на зрительную память. Возьмите пять спичек и бросьте их на стол, после чего внимательно на них посмотрите в течении нескольких секунд и запомните их расположение. Отвернитесь, возьмите другие пять спичек, и попытайтесь выложить их также как предыдущие спички. Постепенно можно усложнять задачу, добавляя количество спичек и уменьшая время на их лицезрения.

Упражнения для слуховой памяти ↑

Слуховая память не менее важна, чем зрительная, для неё существуют свои тесты и тренировки:

  • чтение вслух, как ни банально это звучит, но именно такое занятие лучше всего развивает слуховую память, а вместе с ней и ораторские способности. Важно четко и осмысленно повторять прочитанные слова, с интонацией и выражением. Чтение в течении 10-15 минут ежедневно значительно улучшат показатель этого вида памяти;
  • учим стихотворения. Не зря детей в школе заставляют учить стихотворения. Чем большеВиды памяти повторений стиха будет произнесено, тем лучше будет функционировать ваша память. Для этого возьмите за правило, учить хотя бы одно стихотворение в неделю, это не только позволит улучшить состояние памяти, но и позволит вам стать более интеллектуально подкованным в литературе;
  • методика подслушивания. Прогуливаясь по улице или находясь в транспорте, попробуйте уловить чей-то разговор или слова из тихо играющей песни. После чего спустя 1-2 часа, постарайтесь воспроизвести услышанное, в точности пересказав текст.
  • «дом памяти», интересный тест, который заставит немного напрячь ваш мозг. Попробуйте назвать фамилии всех поэтов или писателей, которых вы знаете. Если вы насчитали без особых сложностей человек 12-15 — это хороший результат. Подобный тест можно проделывать с именами женскими или мужскими, предметами мебели и многим другим.

Автор: Складаная Юлия

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Память и воспоминания