«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Развиваем образное мышление, внимание и память

Мы часто слышим выражение «хороша и плохая память». Хотя по сути память не может быть плохой, она просто не развита в должной мере. Работу мозга можно сравнить с мышцами, над телом мы работаем, чтобы получить его рельефным и красивым. Вот такой же принцип и у памяти, если над ней работать, она станет, как говорят, хорошей. Так почему же над мышцами мы работаем, а вот про мозг забываем? Важно понимать, что феноменальная память — это не дар, а систематическая работа над собой, которую следует начинать с раннего возраста. Так как же понять, насколько хорошо развита память?

Проверка памяти ↑

Диагностика памяти заключается в исследовании, проводимым психологом. Исследование должно дать анализ того, каким образом у человека происходит сбор информации, скорость, длительность и объём её запоминания. В этих целях выделяют следующие методы:

  • тест на заучивание, позволяет определить способность к обучению. Заключается он в предоставленииЗрительная память испытуемому ряда элементов, которые нужно хорошо изучить и запомнить. После чего элементы убираются, и по каждому предмету задается вопрос на внимание. Например, перед человеком стояла шкатулка, он её рассмотрел, после психолог задаст вопросы: какого она была цвета, размера, какой рисунок был на крышке, из какого материала она сделана внутри, были ли на ней какие-либо надписи и т.д. Сопоставление правильных и неправильных ответов по каждому предмету, дает график, позволяющий вычислить внимательность и запоминание деталей;
  • тест сбережение позволяет оценить объём памяти. Человеку дают незнакомый текст, слова которого нужно выучить на память и пересказать. Учитывается количество затраченного времени и суммарное число ошибок в словах;
  • тест на смысловой ряд. Испытуемому предлагается ряд различных, логически не связанных между собой элементов, даётся 10-15 секунд на их запоминания, после чего, человек должен назвать предметы которые были перед ним и ещё в правильной последовательности, как они лежали на столе. Такой тест измеряет объём кратковременной памяти и определяет доминирующий тип запоминания;
  • тест на внимательность и слуховую память, состоящий из цепочек слов. Человеку называют в спокойном ритме 5 слов, после чего следует пять секунд тишины и произносится вторая группа из 5 слов, после чего опять совершается пауза и так дальше еще 4 раза. За время паузы, испытуемый должен понять, было ли во втором, третьем и т.д. блоке произнесено слово, звучащее уже ранее, если да сообщить об этом. Чем больше правильных ответов во время теста даст человек, тем выше у него владение слуховой памятью;
  • тест рисунки на зрительную кратковременную память. Человеку дается таблица поделённая на квадраты. В каждом квадрате нарисована простая фигура, это может быть треугольник, линия, зигзаг, точка, круг и т.д. Даётся 15 секунд на запоминание, после чего выдается пустой бланк таблицы, в котором нужно нарисовать предметы, изображенные в предыдущей таблице и в нужном порядке.

Тесты позволяют выявить наглядно образное мышление, определить развитость слуховой, зрительной, кратковременной и долговременной памяти. Методик разработано немало и специалист в этой области, проведя исследование, может сделать определённые выводы и предложить пути решения той или иной проблемы с памятью.

Нестандартное мышление ↑

Наглядно образное мышлениеНаглядно образное мышление, является нестандартным взглядом на обычные вещи. Людей, у которых развито такое мышление, называют творческими. Именно благодаря такому умению видеть необычное в обычных вещах, позволяет на протяжении веков создавать новые уникальные конструкции, проекты и многое другое.

Своё видение человеку дано от природы, но также образное мышление можно разить. Также некоторые тесты дают возможность понять насколько креативным является мышление у вашего ребёнка и даже у вас самих. Приведём некоторые примеры упражнений для развития нестандартного мышления:

  • пробуйте изобразить на листке бумаги мысли, которые нельзя представить в виде формы, например, выразите такие чувства как злость, любовь, радость или страх. Каждый видит по своему, поэтому все картинки получатся индивидуальными. Главной особенностью такого теста является отсутствие правильного или неправильного ответа, он лишь показывает собственное видение ситуации;
  • нереальные предметы, такой тест позволяет также включить воображение. Есть следующие нереальные предметы: хоббит, единорог, восьмирукий бог, змей-горыныч. Это вымышленные персонажи, которых не существует в природе и ваша задача воссоздать их образ у себя в голове либо нарисовать на листке бумаги. Опять же здесь нет правильных вариантов ответов, каждый имеет свой полёт фантазии, не бойтесь креативить;Краски рисунок
  • боковое зрение. Наглядно образное мышление также можно развивать и при помощи такого незамысловатого теста. Где бы вы не находились сейчас, сконцентрируйте свое зрение в одной точке перед собой при этом постарайтесь уловить происходящее боковым зрением. После чего, закройте глаза и постарайтесь максимально чётко воспроизвести картинку, увиденную боковым зрением.

Наглядно образное мышление существует у всех, не расстраивайтесь, если что-то у вас выходит не так как хотелось. В такие моменты вспоминайте Уолта Диснея, которого уволили из журналистского агентства, ссылаясь на отсутствие у него воображения!

Зрительная память ↑

Главную роль в восприятии мира играет именно зрительная память, именно благодаря её мы получаем 80% информации. Поэтому многие задаются вопросом: как развить зрительную память? Существуют разные тесты для этого, как для детей, так и взрослых. Приведём некоторые полезные и при этом абсолютно несложные примеры тренировок:

  • идя домой с работы, учёбы или прогулки, нам по пути встречается огромное количество предметов: деревья, кусты, дома, гаражи, трансформаторные будки, столбы, лавочки и т.д. Но ведь далеко не всегда мы на них обращаем внимание, а зря. Это один из способов как развить зрительную память. Возьмите за привычку идя домой обращать внимания на эти предметы, а вечером «прокручивать» их вЗрительная память памяти в виде киноленты. Важно вспоминать детали, если это дом, то не просто какого он цвета и где находился, а и его этажность, цвет входных дверей, была ли рядом с ним лавочка или клумба, все до мелочей;
  • ассоциации. Такой тест развивает не только зрительную память, но и также образное, нестандартное мышление. Игра в ассоциации помогает запоминать то, что вам запомнить сложно. Например, не можете запомнить цифры номера телефона, проведите ассоциацию их с датой рождения вас или ваших близких, с какими-то другими знаменательными датами и т.д. Тоже самое с именами незнакомых людей, возможно кто-то из близких вам людей с тем же именем, ассоциируя их между собой, будет проще запомнить имя;
  • схожие картинки, подобных упражнений масса в интернете. Например, есть две на первый взгляд одинаковые картинки и нужно найти в них 10 отличий. Или есть пазл, который нужно сложить. Также подобная игра на кратковременную зрительную память: квадрат, состоящий, к примеру, из 10 изображений. Картинки можно рассмотреть в течении 10 секунд, после они закрываются и по памяти нужно найти пары. Всех изображений здесь по паре, только расположены они в хаотичном порядке.

Развитие мышления, памяти и внимания, это долгосрочный труд, которому необходимо систематически уделять внимание, специальными тестами и упражнениями. Помните, что не бывает плахой памяти, она бывает мало тренированная!

Автор: Складаная Юлия

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Память и воспоминания