«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Развитие зрительной и слуховой памяти, эффективные тренинги

Память важная функциональная особенность мозга для каждого человека. Её развитие происходит с первых дней жизни и полностью покидает нас эта способность лишь в момент смерти. На зрительную память припадает до 80% освоения получаемой информации. Поэтому столкнувшись с такими проблемами как невозможность запомнить маршрут до дома приятеля, у которого бывали ни один раз или схему метро, а возможно есть проблема с запоминанием лиц, малознакомых людей. Всё это говорит о том, что ваша зрительная память развита недостаточно. Но эту малоприятную ситуацию вполне легко исправить путём тренинга для памяти.

Память и психология ↑

К методике развития памяти в психологии относятся весьма серьезно. В психологии память является одной из основных черт личности. Также в психологии выделяют определённые типы памяти, каждый человек имеет более развитый один из них:

  • зрительный тип. Для этого типа людей характерно восприятие информации путем визуальногоЗрительная память восприятия. В психологии, отмечают такую особенность человека, что ему можно пять раз рассказать о чём-то, но пока он визуально это не увидит, запомнить ему будет сложно. Например, номер телефона, увидев цифры на листке, они сразу же отложатся в памяти, а если просто их назвать и даже повторить несколько раз, информация может, не усвоится;
  • слуховой тип, в этом случае человек воспринимает информацию на слух, противоположно зрительному типу. Достаточно раз услышать информацию и она отложится в памяти, но в случае со зрительным восприятием, потребуется читаемый текст произносить вслух, таким образом информация усвоится легче;
  • еще один тип в психологии — двигательный. Для таких людей характерным является возможность опираться на свои двигательные ощущения. К примеру, слепой набор текста на клавиатуре, для некоторых людей не вызывает никакой трудности. Но повторить на листке расположение букв на клавиатуре им будет крайне сложно;
  • смешанный тип. Такие люди обладают либо в равной части одинаковыми способностями к запоминанию информации всех типов либо доминируют какие-то два из них, например, зрительный и слуховой.

По характеру цели деятельности, в психологии различают: произвольную и непроизвольную память. По продолжительности сохранения информации: кратковременную и долговременную. По характеру активности в психологии выделяют такие виды памяти:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

Тренинг для зрительной памяти ↑

Приемы развития памяти существуют разные. Можно воспользоваться как готовыми методиками в интернете, так и выполнять самостоятельно упражнения без помощи всемирной паутины.

Головоломки на внимание ↑

Картинка найти различиеМощной тренировкой для внимания и зрительной памяти являются различные головоломки. Например, внимательное рассматривание двух схожих между собой картинок, с заданием найти 10-15 отличий. Такой тренинг помогает сконцентрировать внимание на деталях. Второй вариант посчитать геометрические фигуры. На картинке изображен большой треугольник, а внутри он разделен еще на некое количество таких же фигур, нужно рассмотреть точное количество всех треугольников. Тренинг также заставляет ваш мозг сконцентрировать внимание на деталях. Ещё один вариант — геометрическая перспектива. На картинке изображены предметы 10-15 штук и расположены они таким образом, что каждый из них находится ближе и дальше друг от друга. Необходимо запомнить какой предмет расположен ближе всего, какой идёт вторым и так далее по убыванию вдаль.

Запоминание предметов ↑

На первый взгляд такой тренинг кажется несложным, но когда вы начнёте его повторять убедитесь вСлуховая память обратном. Возьмите какой-либо предмет, который есть под рукой, это может быть ручка, футляр для очков, ключи, часы и т.д. Сосредоточьте внимание на этом предмете в течении минуты, после чего закройте глаза и попытайтесь воссоздать мысленно его образ. Важны все детали, величина предмета, цвет, текстура, любые надписи, рельефы. После откройте глаза и ещё раз взгляните на свой предмет, возможно, чего-то не хватало в вашем образе. Еще раз закройте глаза и мысленно «дорисуйте» не хватающие детали. Систематическое повторение этой методики улучшит воображение, внимание и зрительную память.

Мелкие предметы ↑

Для этого тренинга необходимо собрать порядка 50 штук различных мелких безделушек. Это может быть все что угодно, пуговицы, брелки, мелки, магниты, заколки и т.д. Сложите это все в коробку и попросите кого-нибудь из ваших знакомых или родственников провести занятие. В произвольном порядке ассистент достает из коробки 7-10 предметов и выкладывает их на стол. После чего в течение 10 секунд, даёт возможность вам посмотреть на предметы и запомнить их, а потом накрывает покрывалом. Ваша задача, назвать какие предметы лежали на столе, и в каком порядке. С течением времени можно усложнять задачу и довести количество предметов до 15 штук.

Воспоминания ↑

Слуховая памятьРазвитие зрительной памяти при помощи воспоминаний еще один не сложный, но эффективный метод. Вечером, перед сном, закройте глаза и постарайтесь в деталях прокрутить назад ваш день. С момента, как только проснулись и до самого вечера. Вспомните куда заходили, в какие магазины, какого цвета там были стены, кафель на полу, как расположены полки и продукты на них. Чем больше деталей вам удастся вспомнить, тем лучше.

Упражнения для слуховой памяти ↑

Развитие слуховой памяти не менее важно, чем зрительная. Всем известна народная мудрость «в одно ухо влетело, из другого вылетело». Она свидетельствует о слабой слуховой памяти. Еще в школе у ребенка может возникать такая проблема, когда учитель на уроке в устной форме излагает материал, а у школьника никак не получается его усвоить. В этих случаях важно тренировать и слуховую память.

«Снежный ком» ↑

Слуховая памятьВ эту игру можно играть минимум вдвоем. Один человек называет слово, после него второй участник повторяет это слово и добавляет свое, третий — повторяет уже прозвучавшие два слова и называет третье. Цепочка длится до тех пор пока кто-то не собьётся. Изначально можно выбрать медленный темп, постепенно ускоряя его, доводя до скороговорки. Облегчённый вариант будет, если договориться называть тематические слова, например, одежду: кофта, плащ, штаны, платье или слова связанные с природой, лес, река, ель, дерево. Усложнённый вариант будет, если будут звучать не связанные между собой слова, запомнить их сложнее.

Какой цвет? ↑

Интересный тренинг для детей. Возьмите раскраску и составьте небольшое описание картинки с инструкцией, какого цвета должен быть раскрашен тот или иной предмет. После чего попросите ребенка раскрасить картинку, согласно услышанных инструкций. Например, у вас картинка со столом, на котором стоят чашки с чаем и вазочка с конфетами. Примерный рассказ должен быть следующим. » Стол был покрыт красной скатертью, но из под нее выглядывали коричневые ножки стола. На столе стояли две чашки, одна была желтого цвета, а вторая зеленого. Посередине стола стояла голубая вазочка с конфетами и т.д.» Ребёнок должен на слух запомнить, что какого цвета и разукрасить картинку, согласно вашего описания.

Пересказ ↑

Расскажите ребенку какой-либо текст, после чего попросите его пересказать услышанное. Также можно использовать вариацию «вопрос-ответ». Вы задаете вопрос по тексту, ребенок отвечает. Усложнять тренинг можно путем увеличения объема текста.

Звуки ↑

Научитесь прислушиваться, например, вы услышали, как на улице играет песня, вслушайтесь в неё иЗрительная память попробуйте разобрать слова. Подобный тренинг можно выполнять, искусственно создавая отдалённое звучание песни, для этого включите тихо радио в другой комнате, а сами прислушивайтесь к звукам из другой комнаты. Подобные занятия помогут научиться сосредотачиваться, развить внимание и естественно, слуховую память.

И, конечно же, стихи на память. Как бы это банально не звучало, но стихи хорошо развивают память и концентрацию внимания.

Понятие памяти в психологии имеет важное значение, и специалисты уделяют немало внимания разработкам новых способам развития этой важной функции у человека. Для достижения хороших результатов важно заниматься развитием памяти начиная с детского возраста и не прекращать такие занятия во взрослом возрасте. Помните, что феноменальная память — это не дар, а систематический труд над самим собой!

Автор: Складаная Юлия

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Память и воспоминания