«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Игры, развивающие память и способности ребёнка

Память важнейшая функция у человека, ею мы начинаем пользоваться с первых дней жизни. Максимальное развитие памяти происходит в дошкольном и школьном возрасте. В возрасте от 3 до 18 лет мозг поглощает наибольшее количество информации, поэтому именно в этом периоде важно развить память и особенности ребёнка. На сегодняшний день существует множество методик для развития памяти в виде игр и различных упражнений, выполняя их систематически, можно добиться хороших результатов.

Повторение, мать учения ↑

Игры для памяти с ребенкомКогда дошкольник переступает порог школы, многие родители оказываются в ступоре от сложности программы и оказывается, что ребенок совсем не готов к такой нагрузке. Чтобы подобная ситуация не настигла вас и ваших детей, развитию памяти нужно уделять должное внимание еще в раннем возрасте, постепенно подготавливая к школьной нагрузке. Различные игры, мнемотехника, упражнения и логические задачки будут вам в помощь.

Повторение играет значимую и даже решающую роль в обучении и запоминании материала детьми. Почему так происходит? Все объясняет кратковременная и долговременная память. Первая хранит в себе информацию совсем короткий промежуток времени, как правило, не более суток. Далее, если человек пользуется ещё раз полученными сведениями, они перемещаются в долговременную память. Но и там информация будет храниться только в том случаи, если к ней обращаться. В противном случае, знания за ненадобностью «стираются» с памяти. Вот почему рекомендуют повторять пройденный материал в школе или при изучении иностранных языков, если долго не напоминать себе о нём, даже слова, которые вы знали ранее, выветриваются с головы.

Несколько советов родителям:

  • проверяя у детей уроки, не забывайте ненароком спросить о пройденном материале несколько дней назад или даже неделю;
  • чтобы информация точно перешла из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение материала. Например, читая параграф учебника, следите за тем чтобы, это было не машинальное чтение, а осознанное. Для этого важно, чтобы ребёнок смог пересказать параграф своими словами, тогда вы поймёте, что он усвоил из книги;
  • узнайте, каким методом запоминания пользуются ваши дети. Подскажите им наиболее комфортные способы. Например, если нужно запомнить большой объём информации, это рассказ или большой параграф, следует читать его несколько раз, разными способами. Первый раз читается полностью весь текст, но осмысленно, визуализируя  информацию мысленно. Второй раз, материал читается дробно, по частям. Прочитав одну часть, следует её пересказать и лишь после читать следующую часть. И, наконец, третий раз текст читается опять полностью, к этому моменту у детей уже складывается общая картинка относительно материала. Еще один важный момент, если у ребёнка больше развита слуховая память, а не зрительная, нужно, чтобы чтение было только вслух.

Игры для развития особенностей и памяти у дошкольников ↑

Игры для памяти с ребенкомДля развития слуховой памяти у детей дошкольного возраста используют такое упражнение в виде игры. Напишите себе на листочке 10 пар слов, логически взаимосвязанные между собой, например, тарелка — ложка, речка — рыба, ноги — тапочки и т.д. После сконцентрируйте внимание ребенка на себе и произнесите не спеша, с выражением эти пары слов, три раза подряд. После чего говорите первое слово из пары, а ребёнок должен её дополнить вторым словом.

Упражнения для слуховой памяти ↑

Многие дети любят рисовать, в этом особенность многих малышей. Занятие по рисованию можно скомпоновать с полезной игрой для детей, развивающей внимание и слуховую память. Игра состоит в следующем, прочтите малышу стихотворение, а он, прослушав его должен нарисовать те предметы, о которых в них говорилось. Пример стихотворения:

  • Смотрит зайчик в огород.
    Что на грядках там растет?
    Вот горох, морковь, капуста…
    В огороде стало пусто.

Подобная игра на слуховую память. Следует прочитать небольшой рассказ и попросить ребёнка изобразить на своем рисунке, вашу мини-сказку. Пример сказки:

  • «Жил у бабушки кот Мурчик. Он был черного цвета с белым галстучком на шейке и красивыми голубыми глазами. Любимым занятием Мурчика было сидеть на окне и наблюдать за пролетающими на улице птичками. На окне у бабушки растут в горшках цветы и висит розовая гардина, на которой Мурчик любит кататься.»

Игра во время прогулки. Дети особенно хорошо запоминают яркие фрагменты. За счёт своейИгры для памяти с ребенком любознательности они постоянно интересуются названием и обозначением новых, увиденных ими объектов во время прогулки. Ваша задача состоит в том, чтобы в игровой форме во время прогулки обращать внимание детей на разные важные для его кругозора предметы. Например, дорожные знаки, растения, называя их названия, если возраст малыша позволяет ему уже учится считать, можно параллельно подсчитывать этажность проходящего вами дома или количество лавочек в сквере. Подобная игра развивает внимание, счёт, любознательность и слуховую память. А если по приходу домой, попросить кроху нарисовать, то что вы с ним рассматривали, тем самым вы подключите еще зрительную память и сможете узнать, возможно у вашего ребенка есть способность к рисованию.

Логика, мышление и тактильная память ↑

Многие упражнения основаны на зрительную и слуховую память, безусловно, они важны, но есть еще и тактильная. Особенность следующей игры заключается в развитии тактильной памяти, внимания и узнавания. Суть игры в том, что детям завязывают глаза и в руки дают по одному предмету. Задача крохи Игры для памяти с ребенкомраспознать на ощупь, что у него в руках. Помимо тактильной памяти, в этой игре развивается моторика, которая полезна для речи.

Припоминается очень старенькая игра, в которую играли, наверное, все дошкольники и дети старшего возраста в Советском Союзе: «Съедобное-несъедобное». А ведь эта игра отлично развивает логику, мышление и мгновенную память. Напомним правила, кто не знает или забыл. Играть в неё могут как дети между собой, так и родители с ребёнком. Возьмите мяч и называйте какой-то предмет, например, огурец, он съедобный, поэтому мяч следует ловить. А если звучит не съедобный предмет (парта, кровать), тога мяч следует отбивать. Во время игры ребёнок концентрирует внимание на столько, чтобы за доли секунды пока летит мяч, понять стоит ему его ловить или нет.

Зрительная память ↑

Пазлы. Не зря, с совсем маленького возраста детям предлагают играть в пазлы. Конечно, первые они всего на четыре детали, потом на восемь и т.д. Изначально предложите ребенку собрать пазл по картинке-образцу, после уберите пример. Вместо пазлов можно использовать любую картинку, разрезав ее предварительно на 4-6 деталей. Игра помогает развить восприятие и зрительную память.

Нади отличия. Известная игра, которая зачастую встречается в детских журналах, особенность такогоИгры для памяти с ребенком задания, она развивает внимание и зрительную память. Ребенку дается 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но имеющие 10-15 отличий, задача малыша найти их.

Вариант игры для детей дошкольного возраста: какой игрушки не хватает? Поставьте на столе 5-7 игрушек, в течение 15-20 секунд дайте ребенку посмотреть на них, после чего попросите его отвернуться. Уберите одну игрушку и попросите кроху назвать, кого не хватает. Также можно добавлять новую игрушку и малыш должен понять, кто добавился. Интерпретаций упражнений масса, можно просто менять местами предметы, ничего не убирая, добавлять или убирать игрушки, изменять их общее количество.

Опиши предмет. Игра для детей в возрасте 5-7 лет. Ребенку предлагается посмотреть на незнакомый ему предмет или новую игрушку в течение нескольких минут. После предмет убрать в сторону и попросить детально описать его. По прошествии 30 минут, повторно попросить описать игрушку. Такая игра развивает зрительную и обзорную память.

Развитие памяти у школьников ↑

Увлекательное упражнение «озвучка мультфильма». Особенность задания в развитии не только памяти, но и творческих способностей у детей. Включите фрагмент хорошо знакомого мультфильма ребенку без звука и попросите озвучить его самостоятельно. Если сразу упражнение не удаётся, тогда изначально включить мультфильм со звуком, а потом уже без него. Не следует добиваться дословной озвучки, важен творческий подход малыша к заданию.

Ребенок думаетСлова. Для этого упражнения напишите 10 пронумерованных произвольных слов, не связанных логически между собой, например: 1 малина, 2 шапка, 3 дерево и т.д. Дайте школьнику 2 минуты ознакомиться с ними, после уберите листочек и попросите по памяти в произвольном порядке, но с прежней нумерацией написать слова.

Игра «фотоаппарат»для дошкольников и детей младших классов. Положите перед ребенком изображение, дайте 15 секунд на его изучение. После уберите картинку и попросите в деталях описать то, что там изображено. Если это животное, тогда какое, его расцветка, цвет глаз, где оно находится и т.д.

Слуховую память лучше всего развивают стихи, выученные на память. Поэтому столь важное внимание им уделяется в младших классах и детском саду. И конечно же, не забывайте повторять выученные ранее стихи по прошествии времени.

Изучение иностранных слов ↑

Программа уже у детей дошкольного возраста включает в себя азы знаний иностранного языка, что зачастую вызывает проблему с его изучением у детей и их родителей. Существуют различные игры, позволяющие легче освоить программу, вот некоторые из них:

  • слова в картинках. Задание: необходимо найти картинки с предметами, которые следует выучить на иностранном языке, написать на них нужное слово и развесить по квартире. В течении дня невзначай произносить вместе с ребенком слова с картинок;
  • подобный метод, только без картинок, а лишь со словами. Листочек со словом крепится на предмет вИгры для памяти с ребенком квартире, обозначающий его. Например, умываясь, ребенок смотрит в зеркало, а на нем прикреплена записка со словом «зеркало», только на изучаемом языке и т.д.;
  • изучать названия продуктов питания, одежды, обуви, предметов обихода, можно называя в виде игры на нужном языке. Надевая штаны, произносить на иностранном языке, название этой одежды;
  • учить счёт нужно считая все и везде. Ступеньки, карандаши, конфеты, людей на улице и т.д.

И главное, обязательно  повторяйте, выученные ранее слова иначе они попросту выветрятся из головы ребенка.

Для правильного развития ребенка, уже в дошкольном возрасте следует задумываться о том, что игры должны быть не только увлекательными, но и развивающими. Разнообразие игр и интересных заданий, позволяет в непринуждённой обстановке подготовить малыша к школе и развить у него индивидуальные способности к тому или иному виду деятельности. Помните, что занятий в детском саду недостаточно, все занятия должны быть закреплены дома с родителями. Уделяйте развивающим играм хотя бы один час в день и за это, ваше чадо непременно порадует своими интеллектуальными способностями и успехами в школе!

Автор: Складаная Юлия

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Память и воспоминания