«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Задачи на логическое мышление

Развитие логического мышления является популярным направлением в обучении не только детей, но и взрослых. Логические задачи становятся при этом отличным инструментом для повышения имеющегося уровня.

Особенности логического мышления ↑

Основными операциями логического мышления являются:Развитие логики

  • анализ – процесс мысленного разделения объекта или предмета на части;
  • синтез – установление отношений между элементами, чтобы создать общую картину;
  • абстрагирование – выделение существенных признаков, позволяющих без деталей описать предмет или объект;
  • сравнение – умение находить общие и отличительные черты между разными предметами;
  • обобщение – группировка предмета по общему признаку;
  • конкретизация – обращение к деталям, характеризующим предмет, что позволяет раскрыть его содержание.

Логическое мышление неразрывно связано с другими психическими функциями. Поэтому занимаясь его развитием, человек одновременно улучшает память, внимание, воображение, восприятие и т. д. Чтобы успешно решать задачи на логику, требуются теоретические знания и личный опыт.

Основные способы развития логического мышления ↑

Задачи, которые предлагается регулярно решать для развития мыслительной деятельности, можно условно разделить на следующие группы:

  • поиск лишнего элемента. Ответами на такие задания могут быть самые простые признаки, чтобы они были доступны для детей. Например, ткань, твид, костюм, тюль. Лишним является слово «костюм», т. к. оно начинается на другую букву;
  • поиск отличий. Умение видеть в практически одинаковых элементах отличия, позволяет развивать мышление;Развитие логики
  • загадки на внимательность. Ответами на них является то, что лежит на поверхности. Человек обычно усложняет задачу для себя, поэтому не может ответить правильно;
  • задачи на перестановку элементов, чтобы получить правильный результат. Они могут быть графическими или текстовыми;
  • ребусы, шарады и кроссворды;
  • задания на составление фигуры или выбор недостающего элемента к образцу;
  • поиск общего названия для нескольких предметов. Задачи с ответами удобно иметь в виде мобильного приложения;
  • задачи на смекалку. В них необходимо сначала уловить, в чем подвох. Потом уже на основании математического счета или других операций разобраться с правильными ответами;
  • продолжение ряда цифр или предметов.

Примеры задач на смекалку ↑

  1. Эту задачу легко решают дошкольники. Математики и программисты обычно справляются с ней в течение часа. Остальные могут потратить несколько дней, но не найти ответ.

8800=6                      9901=3

8020=4                      1020=2

1144=0                      2781=2

5322=0                      3710=?

Решение: цифры обозначают, сколько кружков находится в каждой комбинации. Соответственно, в последней – один кружок, и после знака должна быть единица.

  1. У двух целых карандашей по два конца. Сколько концов у двух с половиной карандашей? Решение: 6 концов.
  2. Без чего не испечь хлеб? Без корки.
  3. Как можно принести воду в дуршлаге? Ответами могут быть: заморозить воду, в виде льда и т. п.
  4. Почему ходят люди? Решение: по земле.
  5. С неба упала звезда,

    Дети сказали: «Ура»!Развитие логики

    Следом кричат еще две:

  «Возьмите и нас к себе!»

   Сколько ж упало звезд?

   Вот в чем главный вопрос!

Ответ: одна.

  1. Одновременно из Казани и Ульяновска стартовали два поезда. Скорость казанского в 3 раза больше ульяновского. Какой из них будет дальше от Ульяновска в момент их встречи? Ответ: оба поезда будут на одном и том же расстоянии от Ульяновска.
  2. Две матери и две дочери поделили между собой три персика. Как они могли это сделать? Ответ: каждой досталось по персику, ведь их было трое: девочка, ее мама и бабушка.
  3. В какой ситуации человек двигается со скоростью гоночного автомобиля? Решение: когда он в нем находится.

Шарады ↑

И детям, и взрослым интересно развивать мышление в игровой форме. Часто при этом используются стихотворные формы.

  1. Сначала будет двойка. А рядышком мужчина,

В отличие от многих высокого он чина;

Соединяя вместе, мы тут же получаем

То, что всю книгу на части разделяет. (Пара-граф).

  1. Возьмем число, а рядом ставим ноту,

И букву «р» поставим на конец,Развитие логики

Получим человека, чью работу,

Мы видим каждый день, он молодец! (Столяр)

  1. В нем так много буквы «л»

Будто съесть он их хотел,

Деревянный и простой,

В каждом доме есть такой.

Можно за него присесть

И кусочек вкусный съесть. (Стол)

  1. Меня ты покупаешь в магазине,

    Ведь я вкусна, красива и пышна,

    Но если буква «е» найдется в середине,

    В дупло орешек спрятать я должна. (булка-белка)

Задания на поиск лишнего элемента

  1. Молоко, творог, сметана, сало, сыр.
  2. Слесарь, врач, инженер, баттерфляй, учитель.
  3. Ненавидеть, презирать, раздражаться, понимать, негодовать.
  4. 2, 12, 24,46, 62.
  5. Класс, урок, учитель, ученик. Лишним является слово «класс», т. к. оно не начинается с буквы «у».
  6. Торты, ножницы, вафли, конфеты. Лишним будет слово «конфеты», т. к. в нем ударение не падает на первый слог.
  7. Слон, ресторан, стол, стул. Ответами могут быть разные слова, в зависимости от признака классификации. Например, ресторан, потому что не с буквы «с» и потому что содержит больше одного слога, слон, т. к. не относится к заведению общественного питания.

Задания на продолжение ряда ↑

Подобные задачи часто предлагают для усвоения математического материала. Чаще всего ряды выстраивают из цифр. Хотя более сложные задания предполагают и текстовый вариант.

  • 5,8,11,14,17…
  • 48,40,32,24…
  • 26,27,28, 36,37,38…
  • 2,4,8,16,32…
  • работа — труд-…
  • бежать — спешить-…

Советы по решению задач

Отлично помогают в развитии логики не только текстовые или математические, но и графические задания. Чтобы мышление развивалось максимально эффективно, необходимо:

  • делать небольшие упражнения несколько раз в неделю;Развитие логики
  • выбирать задачи из разных областей, чтобы мозг постоянно перестраивался, а не действовал по привычке;
  • использовать устные и письменные варианты заданий;
  • стартовать следует с более простых заданий, чтобы не снижалась мотивация;
  • ребенку обязательно объяснять различные возможные принципы выполнения задания, чтобы в следующий раз он мог выбрать подходящие.

Без логики невозможно представить хорошего специалиста и отличного ученика. Несколько минут в день, посвященные логическим задачам, вполне доступны каждому. Своеобразная зарядка для мозгов может быть даже основой для увеличения продолжительности жизни и психического здоровья.

Автор: Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление