«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Оценочные характеристики творческого начала

В обычной жизни человек, как правило, совершает поступки согласно устоявшихся стереотипов и принципов – это одно из проявлений природных способностей восприятия. Однако, для полноценного личностного роста и социального становления этого мало. Без умения творчески подходить к процессу, принимать нестандартные, порой креативные решения невозможно добиться карьерного роста, быть интересным окружающим.

Бытует ошибочное мнение, что хорошая интуиция, острый ум – чисто генетические качества, дарованные человеку природой. Это утверждение в корне неверно – развивая и совершенствуя то, что получено по наследству, можно добиться прекрасных творческих результатов, ведь именно в этом и состоит основное отличие абстрактного восприятия от репродуктивного. Нестандартный подход к ситуации предполагает гибкую линию поведения, умения приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам, рассматривая их с различных ракурсов. Как же проверить свои креативные наклонности?

Основной метод определения способностей нестандартного восприятия ↑

Творческое мышлениеОдним из самых известных и результативных опросников, позволяющих вычислить креативный порог испытуемого, считается тест, придуманный психологом из Америки, и названный в честь своего создателя «тест Торренса». И хотя методике, на которой он основан, уже более 60 лет, он по – прежнему, не теряет своей актуальности, периодически подвергаясь доработкам и усовершенствованию уже нашими современными учеными — психологами.

Принцип вопросов в нем построен на оценочных характеристиках нестандартных способностей человека. Американский ученый определил несколько измерительных тестовых позиций:

  • скорость – число соответствующих вопросу креативных мыслей, возникших у опрашиваемого респондента в ответ на раздражающий фактор;
  • исключительность – понятие, выявляющее степень оригинальности идей, мыслей и поступков, кардинально отличающихся от действий иных лиц;
  • виртуальная отвлеченность – умение соображать необычными понятиями и категориями относительно отдельной конкретно взятой ситуации;
  • количественный мониторинг – число моментов и нюансов, данных респондентом в своих ответах на поставленные вопросы;
  • стрессоустойчивость при неожиданном завершении опроса, когда тест выполнен не полностью – умение абстрагироваться от ненужных элементов, направив свое внимание на нестандартное восприятие и интеллектуальное мышление.

Оценочные критерии «по Торренсу» ↑

В процессе создания вопросов, благодаря которым тест позволил выявить творческие наклонности человека, а вернее, степень их развития, ученый выделил следующие основные оценочные критерии:

  • чувственное восприятие;Творческое мышление
  • законченность и лаконичность высказываний и утверждений в ходе повествования;
  • двигательный процесс;
  • умение выделять главные заголовочные тезисы;
  • сравнительный анализ неполной информации;
  • соотношение четких линий;
  • соотношение округлых форм;
  • нестандартная визуализация;
  • виртуальное расширение пространственных границ;
  • умение иронизировать и чувство юмора;
  • многоплановость мышления;
  • иллюзорность.

Обратите внимание! Способы вычисления нормативных показателей хоть дают определенную погрешность, но, тем не менее, данный тест вполне можно считать объективным и весьма точно отражающим творческие способности индивидуума.

Данный опросник учитывает практически все специфические нюансы и принципиальные особенности нестандартного восприятия ситуации, действия и может с успехом применяться как главная методика проверки творческих способностей у людей различных возрастных групп, как у взрослых, так и у детей.

Основные задачи и упражнения ↑

Тест Торренса содержит три базовые группы упражнений:Творческое мышление

  • вербальные задания – задействуют раздражающие рефлексы данной группы. Этот этап опроса строится на индивидуальном общении с испытуемым, при котором последний обязуется пространно и довольно подробно (посредством рассказов и историй) дать ответы на предложенные ему вопросы;
  • вербальные упражнения для развития творческого мышления, применяющие в своей основе раздражающие факторы иной направленности, например, подача информации в письменном виде, либо посредством художественного изображения;
  • иные задания и упражнения – дополнение рассказа рисунком, либо напротив, устное приложение к изображению.

Развитие умения мыслить неординарно можно и нужно совершенствовать различными способами, однако тест поможет выделить наиболее слабые места сегмента головного мозга, отвечающего за нестандартное мышление, требующие развития и психологического штурма.

Диагностика интеллектуального потенциала ↑

Любой психологический тест на креативность призван диагностировать и дать полную оценку личностных способностей респондента, его умения необычно, оригинально мыслить, и так же неординарно подавать информацию и принимать адекватные и интересные решения.

Основные составляющие творческих способностей человека:Творческое мышление

  • стремление к познанию – желание постигать окружающий мир, предметы, ситуации;
  • уверенность в своих силах и в правильности своих поступков и действий;
  • стабильность и постоянство в суждениях и жизненных убеждениях;
  • хорошая память – как визуальная, так и умственная;
  • желание состояться как материально, так и личностно;
  • умение отвлекаться от своего несущественного, мелкого и не принципиального в обмен на важные моменты и ситуации.

Неординарные личностные способности человека находят в себе бесконечное множество проявлений, условно классифицирующиеся в несколько базовых групп, при этом основная задача любого тестирования – максимально точно выявить уровень развития основных качеств, отвечающих за творческое начало. Кроме того, оно поможет определить, насколько качественно и максимально эффективно респондент способен себя проявить в том или ином роде деятельности.

Автор: Буланая Марина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление