«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Технология развития критического мышления в начальной школе

Совершенствование познавательной деятельности и психических функций у детей в начальной школе происходит очень активно. С 1990-х годов особое место в системе обучения стала занимать теория критического мышления (ТКМ). Не все технологии подходят для применения в работе с младшим школьным звеном. Поэтому к их выбору стоит подходить внимательно.

Сущность ТКМ ↑

Под критическим мышлением понимают способ интеллектуальной деятельности человека, при котором наблюдается высокий уровень восприятия, объективности в оценках окружающей среды и предметов.

Качества учеников, которые можно развить с помощью критического мышления:

  • гибкость;
  • способность и умение исправлять свои и чужие ошибки;
  • целеполагание, в т. ч. настойчивость в достижении целей;
  • навыки планирования;
  • умение искать компромиссы.

Мышление в младших классахВ педагогической практике и обывательских представлениях критическое мышление часто воспринимается негативно. Связано это с ассоциациями со словом «критика». На самом деле этот вид мыслительной деятельности подразумевает развитие навыков построения логических суждений на основе детского любопытства и имеющегося у них опыта. Поэтому в основе занятий по принципам этой теории лежит создание интереса к исследовательской деятельности. В начальной школе это может заложить фундамент будущей профессии.

Принципы развития критического мышления ↑

Перед внедрением любой технологии нужно проверить, насколько она соответствует ключевым принципам теории развития критического мышления.

Чтобы успешного применения теории необходимо:

  • организовать групповую работу в классе;
  • стимулировать активное участие младших школьников в процессе обучения;
  • развивать общение;
  • воспринимать каждого ученика как особо ценного, даже если его уровень оценок невысокий;
  • способствовать повышению интереса к самообучению;
  • задействовать большое количество графического материала и приемы визуального представления предметов;
  • показывать, как соотносятся реальные факты и явления из жизни и изучаемый материал.

Для младших школьников полезно осваивать модели, схемы, а также создавать их самостоятельно. В этом случае происходит развитие абстракции, анализа, синтеза, обобщения и других составляющих мышления.

Этапы технологии критического мышления ↑

Технология применения  теории в учебном процессе имеет следующие этапы:Мышление в младших классах

  • подготовительный. Второе название этого этапа – стадия вызова, в которой требуется заинтересовать учеников начальной школы и привлечь внимание к теме урока;
  • восприятия или реализации смысла. В результате ее реализации ученики должны быть способны отвечать на вопросы по теме, задавать собственные и аргументировать свою позицию;
  • рефлексии. Задачей учителя является подобрать приемы, которые показали бы, какую информацию во время урока усвоили школьники.

Внимание! В отличие от классических принципов обучения в теории развития критического мышления важно, чтобы школьники усвоили то, что актуально для них. Одинакового результата в обучении быть не может.

Инструменты на стадии вызова ↑

От того, насколько успешно учитель реализует приемы данного этапа, зависит качество усвоения темы в целом. Заинтересовать детей, отличающихся по своим характеристикам и уровню развития, непросто. Могут помочь такие инструменты:

  • технология мозгового штурма. Совместно с учителем школьники ищут варианты решения поставленной проблемы;
  • «Верите ли вы?». Задача этого приема побудить учеников аргументировать свои мнения по заданному вопросу;
  • использование кластеров. Для этого создается центральное понятие, ассоциации с которым зарисовываются или записываются вокруг. В дальнейшем возвращение к первоначальным понятиям позволит ученикам самостоятельно установить, что нового они узнали.

По итогам стадии вызова у школьников должно прийти осознание того, как много он не знает по теме урока. На основании этой проблематики строится дальше технология обучения.

Управление осмыслением ↑

Мышление в младших классахРазвитие критического процесса достигает своего апогея на данном этапе технологии. В зависимости от темы урока и личных предпочтений учителя можно выбирать работу в паре или в группах. В школе использовать инструменты, где задействован одновременно весь класс сложно и не очень эффективно.

Помочь могут следующие обучающие технологии:

  • поиск совместного решения ­– в данной ситуации учитель формулирует вопрос, ученики после обдумывания дают ответ. Дискуссия продолжается, чтобы понять, что позволило сформулировать ответ. Данные учеников и их идеи фиксируются на доске или в отдельном журнале, чтобы оценить потом их работу;
  • перекрестный диалог. После формулировки вопроса выдвигаются противоположные оценки, в пользу которых ученики должны приводить аргументы. Тот вариант, который наберет больше доводов, считается ответом на поставленный вопрос. В дополнение можно предложить написать сочинение-размышление по пройденному материалу.

Рефлексия – закрепление пройденного ↑

В конце усвоения материала необходимо понять, что каждый из детей запомнил. Распространенные педагогические приемы включают в себя:

  • фиксация основных понятий в виде сводной таблицы;Мышление в младших классах
  • эссе;
  • прием «незаконченные предложения» – предложенные фразы ученики должны закончить самостоятельно в письменном виде;
  • письменные ответы учеников, отражающие понятия, которые они узнали впервые, и что им осталось непонятным до конца.

На данный этап не должно уходить много времени.  Одновременно его должно быть достаточно, чтобы младшие школьники могли успеть сформулировать свои итоги. Иначе учитель не поймет, как продвигаться дальше в процессе преподавания.

Технология развития критического мышления позволяет учителю формировать собственные инструменты для повышения эффективности обучения. По мере взросления ученики могут больше погружаться в мир экспериментов. Самостоятельные доклады на тему урока усиливают влияние на познавательную деятельность младших школьников.

Автор:Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление