«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Технология развития критического мышления на уроках математики

При решении математических заданий важно, чтобы в мозговой деятельности детей формировались такие навыки, как способность работать с информационными потоками, исходящих из разных тем, а также умение выражения своей точки зрения. Сюда следует причислить способность создавать свою точку зрения, основанную на личном опыте, мыслительном воображении и анализе.

Сущность развития техники критического мышления ↑

МатематикаПринято считать, что создателями учения критического мышления являются американские педагоги. Такая технология организована на взаимосвязи наставника и ребенка на уроках. Ее применение особенно важно при изучении тем и выполнений заданий по математике.

Способы критического мышления разрабатывались и российскими учителями с привязкой к системе образования нашего государства. Они основываются не на выполнении поставленного урока по математике, а на нахождении путей и методов отыскания проблемы. То есть, определяются главные вопросы и находятся различные варианты ответов. Такой подход дал возможность точно определить, что собой представляет технология развития критического мышления (ТРКМ).

Важно знать! ТРКМ – это навыки и умение анализировать информационный поток на уроках математики с помощью логических методов и личных психологических подходов, для применения итогов к нестандартным поставленным заданиям. Эта технология содержит открытость к новым идеям.

Признаки учения ↑

Как и каждая методика или научная технология, применяемая в ходе изучения математики, или других предметов, развитие критического мышления характеризуется рядом признаков. К ним относятся:

  • Самостоятельность – каждый ученик на уроках создает собственное видение к изучению математической задачи. Для этого необходимо не искать ответы в уже готовых материалах, а брать на вооружение собственный опыт, знания, и из них, с помощью логики формировать точку зрения.Математика
  • Исходный пункт критического мышления – здесь рассматривается формирование мотивации на базе создания оценки. Для ее образование требуется переработать большое количество информации, рождающее развитие идей и взглядов. Данный признак критического мышления позволяет детям иметь осмысленный и продуктивный взгляд.
  • Понимание проблем и поставленных задач – это отыскание путей, основанных на личном опыте, а потом развитие получения выводов с помощью знаний, накопленных из школьной программы. Если говорить о математике, то это создание своих вопросов к поставленной проблеме, и получение ответов из базы приобретенных знаний.
  • Навык разумного доказательства аргументов – это способность объяснять свои выводы и подкреплять личные заключения обоснованными методами.
  • Развитие критического мышления в социальной среде – это укрепление личной позиции к отысканию ответов на уроках математики в процессе дискуссии, спора и обсуждения. Такая технология учит учеников выслушивать другие мнения, иметь толерантное отношение к ним и отвечать за собственный взгляд на ответы задачи.

Решение задач ↑

Развитие критического мышления разрешает решить ряд задач. К ним относятся:

  1. возрастание увлечения предметом и понимание изложенного материала;
  2. грамотное осознание излагаемой темы, с помощью умения анализировать и фильтровать получаемую информацию;Математика
  3. вырабатывание коммуникабельности и способности держать ответ за высказанные доводы.

Важно знать! Такая технология не только помогает усваивать знания, а и развивает у детей уважение к другим людям. В процессе ее внедрения в учебную программу, школьники в два раза быстрее осваивают темы, так как принцип такой теории основывается не на запоминании информации, а на вдумчивом восприятии с помощью логики.

Этапы применения на уроке ↑

Использование учения на занятиях точных наук делает их более продуктивными и насыщенными. Это объясняется тем, что оно состоит из нескольких этапов.Математика

  • 1-й этап. Вызов ученика. Стимулирует и направляет на дальнейшее изучение предмета.
  • 2-й этап. Осмысление информации. Здесь происходит восприятие темы. Данный период, направленный на поддержку ребенка, на дальнейшее изучение предмета.
  • 3-й этап. Рефлексия.  На этой стадии новая тема обсуждается, излагается по новому, и анализируется с других точек зрения. На основании полученной информации наставник дает возможность детям обмениваться личными идеями, отстаивать взгляды и выслушивать товарищей.

ТРКМ относится к личностной категории обучения. Она формирует, обучает и воспитывает одновременно. Учение направлено, чтобы ребенок максимально приближался к познанию и восприятию темы, излагаемой наставниками.

Известные приемы теории ↑

На практике существуют несколько эффективных методов, как научить детей нестандартно думать. К ним причисляют:

  • 1-й прием — «знаю – желаю, понял – хочу». Это действия с табличными данными, находящиеся на стадии вызова. Детей делят по двое и предлагают наполнить сведениями таблицу (личную информативность по изучаемой теме). После дискуссии дети создают свою цель новой темы.
  • 2-й прием – работа по схеме «рыбий скелет». Процесс изучения происходит с помощью графических средств. Например, голова является основным вопросом изучаемого материала. Косточки спереди – это главные определения и понятия. Дальние косточки – расшифровка указанных определений и понятий. Хвост – это итог урока. Такой прием позволяет создать в голове определенную структуру, что повышает процент восприятия.Математика
  • 3-й прием – развитие способности нестандартно мыслить с помощью схемы «толстый и тонкий вопрос». С помощью его организовывается опрос в кругу коллектива. После ознакомления с новым материалом детям предлагают сформировать по одному простому и сложному вопросу. Их они задают друг другу.
  • 4-й прием – совершенствование критического мышления по схеме «гроздья». Данная методика относится к универсальному статусу. Она может быть использована, как на стадии вызова, так и на ступени систематизации полученных сведений по новой теме. Данный прием позволяет создать четкую структуру в графическом стиле. На ступени осознания «гроздь» фиксирует незнакомые фрагменты. На этапе рефлексии проистекает создание отчетливой структуры понятий.
  • 5-й прием – «плюс, минус, интересно». Такая схема развития критического мышления учит анализировать сведения и раскладывать их по полочкам. В специальных графах таблицы ставится под знаком «+» информация, отвечающая на положительный вопрос, а под отметкой « — » указываются отрицательные факты. Знак вопроса «?» следует ставить в тех местах, где повышенный интерес к изложенным фактам.
  • 6-й прием – «шесть лепестков или ромашка вопросов». По такой схеме требуется задавать простые вопросы (изложение некоторых поверхностных сведений). Затем спрашиваются уточняющие вопросы (Если я правильно понял, то…?).

Перечисленные приемы дают возможность наставнику заинтересовать детей к своему предмету и повышать собственный профессиональный уровень. Также использование на практике изложенных схем помогает формировать у ребят способности самостоятельно нестандартно думать и действовать в творческом направлении. Это в целом повышает уровень образовательного процесса.

Автор: Федосенко Станислав

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление