«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Обучение критически мыслить в рамках школьной программы

Невзирая на якобы доступность и легкость восприятия сведений, которыми все мы вроде бы без особого труда управляем, очень часто, сами того не замечая, попадаем под постоянное влияние информационных сетей. Главной целью такого воздействия, конечно же, становится человек, его внутреннее психическое состояние. С другой стороны, именно от конкретных индивидуумов, их межличностных связей, общественных взаимоотношений зависит гармоничная, слаженная работа всех форм коллективной организации – начиная от небольших групп, и заканчивая населением целых стран.

Сегодня, во всем мире не вызывает сомнений факт, что именно муниципальные общеобразовательные учреждения призваны научить школьников грамотно управлять информационным инструментом, чтобы постичь базовые основы самоанализа, аналитического мышления, нестандартного подхода к ситуативному восприятию. Перед сегодняшними преподавателями поставлена серьезная задача – обучить будущих членов общества синтезировать информацию, разбираться в основных методах ее воздействия на человека, находить тайный смысл некоторых явлений и понимать степень их влияния на поступки или решения.

Принципиальные особенности развития ↑

ШкольникиВ современной психологической практике критическое понимание как один из подвидов интеллектуальной мозговой деятельности, не имеет ничего общего с обычной способностью воспринимать и запоминать поступающую извне информацию. Однако большинство российских преподавателей именно по эти критериям во время проведения экзаменов оценивают степень подготовленности школьников. Стоит отметить, это большое заблуждение, ставящее под сомнение профессиональную аттестацию педагога истории и обществознания.

Ситуативное осмысленное восприятие – одна из самых сложных умений, данных человеку природой. У каждого человека в мозговых рецепторах постоянно осуществляется информационный процесс, однако это еще далеко не осознанное мышление, так как на данном этапе учащийся всего лишь интерпретирует чужеродные идеи и сведения под доступное для него принятие, тогда как критическое мышление в этот момент бездействует. Обратите внимание! Способность критического мозгового восприятия включается на стадии внутренней проверки и самоанализа полученной информации, когда происходит ее синтезирование и полноценное осмысливание.

Стоит отметить, что творческое начало, в большей или меньшей степени заложенной в каждом ребенке, так же нельзя считать проявлением критических операций.

Как в процессе обучения определить уровень понимания? ↑

Характерные принципы, согласно которым становится возможным определение показателей на уроках обществознания, базируются на следующих основных утверждениях:

  • данная способность восприятия окружающего мира есть категория самостоятельная. Если весь процесс подачи материала во время урока строится на индивидуальном общении с каждым учащимся, когда ребенок самостоятельно выражает личностные оценочные моменты, при этом аргументирует их состоятельность, даже если они идут вразрез с мнением коллектива. Таким образом, налицо главный принцип – индивидуальная составляющая;Школьники
  • любые полученные сведение со стороны – это всего лишь начальная, а не конечная точка критического познания. Приобретенный на занятиях по истории багаж знаний является только мотиватором к развитию личностных возможностей будущего полноценного члена общества. В момент проведения уроков целесообразно применение методики обдумывания – когда каждый исторический факт подвергается глубокому осмысливанию. Это создает хорошие предпосылки к активной стимуляции рецепторов головного мозга, отвечающих за критические рефлексы;
  • рассматриваемый мыслительный процесс непременно должен иметь в своей основе базовые вопросы и принципиальные концепции, которые в процессе урока необходимо рассмотреть и тщательно обсудить. Важный момент! Технология развития критического мышления на уроках истории состоит в следующем – узнав что – то для себя новое, дети стремятся получить более полную информацию об увиденном или услышанным. Таким образом, срабатывает фактор любопытства, которое, как известно, у ребенка достаточно сильно развито на природном уровне;
  • возможность выдвигать аргументы – умение критически понимать информацию всегда подберет хотя бы несколько аргументов в защиту принятого им решения или сформированного мнения. Умение предоставить оппоненту доказательную базу, подкрепленную знаниями из дополнительных источников (маркетинговыми исследованиями, статистики, собственный опыт) очень ценное качество, которое хороший учитель непременно старается привить свои учащимся, поскольку индивидуума, в совершенстве освоившего тонкую науку аргументирования, невозможно управлять;
  • и последний принцип – способность размышлять критически – категория социальная. Любое суждение подлежит проверке в процессе ее коллективного оспаривания, что способствует укреплений лидерских позиций, гармоничному становлению личности. Следовательно, неотъемлемой частью учебного процесса на уроках обществознания должно быть использование методик, склоняющих к групповому общению, парным и дискуссионным занятиям.

Все вышеупомянутые принципы должны находить свое воплощение во всех направлениях, используемых учителям для ознакомления с новым материалом и интересными историческими фактами. Целесообразно использовать выполнение учащимися индивидуальных письменных задний. Посредством рукописного изложения усвоенных знаний педагог видит реальный результат и эффективность своего труда. К тому же, человек, отражающий свои мысли на бумаге, способен более аргументировано, и доступно трактовать свою творческую и личностную позиции, отстаивать собственное мнение.

Сущность технологии тренировки кризисного восприятия ↑

Чтобы теоретическую базу подвести под практическое применение в процессе обучения на уроках гуманитарных дисциплин, следует время, отведенное на занятие, четко разграничивать по времени и целевому использованию. Наиболее оптимальный вариант для достижения стойких показателей развития критического мышления соответствует приведенной ниже цикличной цепочке последовательных действий и заданий:

  • время, отведенное на внутриклассное самостоятельное чтение, составляет порядка 12-15 минут, следует отметить, что делать это необходимо без отвлекающих внимание учеников факторов, соблюдая режим полной тишины;
  • если кто — либо из учащихся справится с поставленной задачей быстрее остальных, целесообразно порекомендовать ему повторное, более внимательное и углубленное чтение (при этом следует пресекать попытки ребенка общаться с аудиторией);дети
  • по завершении чтения предложенного материала весьма эффективным способом вызвать ответное мнение учащихся станет организация опроса с применением дидактических карточек, каждая из которых содержит определенное количество побудительных заданий и вопросов;
  • нужно дать разъяснения учащимся, что в ответы должны быть максимально краткими, по теме рассматриваемого предмета, поскольку присутствуют временные рамки (не целесообразно отводить этому этапу слишком много времени, поскольку учебный урок, категория лимитированная и 5-7 минут будет вполне достаточно);
  • затем необходимо сосредоточить внимание класса на групповое обсуждение письменного тестирования (результативны парные дебаты);
  • наиболее понравившаяся, по мнению большинства ребят, работа выставляется на всеобщую проработку, с постановкой интересующих вопросов и разъяснений.

Умение мыслить критично позволяет отсортировывать несущественные детали, сосредоточив свое внимание на действительно важных моментах и сведениях, дает человеку возможность осознанно делать выводы и принимать ответственные решения, осуществлять их самооценку, условно классифицировать по категориям и базовым принципам.

Кроме того, человек с хорошо развитым потенциалом мыслить и соображать критически, способен не только сам разобраться в сложных проблемах и спорных ситуациях, но и грамотно, четко и ясно донести до оппонентов свое видение и решение вопроса, что будет весьма полезно при совместном принятии верных решений во взрослой жизни.

Автор: Буланая Марина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление