«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Развиваем образное, абстрактное и логическое мышление

Каждый человек уникален по своей природе и это сказывается не только в визуальном отличии друг от друга и чертами характера, но и тем, что происходит у нас в голове. Смотря на одну и ту же картинку, каждый опишет ее по-своему, в своих красках и понимании. За этот процесс отвечает мышление, которое помогает нам отражать действительность, именно так как его видим её мы.

Образное мышлениеРазвитие мышления очень важный процесс, которым занимаются еще с раннего детства. Чем оно неординарнее, тем более творческим будет человек.  Именно благодаря этой функции рождаются стихи, слова песен, картины, музыка. Мышление присуще абсолютно любому человеку, у одних оно более выражено в творческом направлении, другим же дано в логическом русле, люди с техническим складом ума. В любом случае и образное и логическое мышления требует своего развития и в этом как нельзя лучше помогут специальные упражнения и задачи.

Развитие образного мышления ↑

Казалось бы, такое занятие как развитие образного мышления нужно детям, подросткам, ну или, в крайнем случае, взрослым, чья работа задействована с творчеством. Но это не так, образное мышление способствует:

  • легко и четко решать поставленные задачи или проблемы;
  • анализировать происходящее, четко формулировать мысль и подводить итог размышлениям;
  • успокоению нервной системы;
  • воспроизводить в голове увиденное или пережитое ранее и др.

По этим и не только причинам, важно иметь развитое образное мышление в любом возрасте. Итак, рассмотрим несколько действенных упражнений, способных помочь улучшить эту функцию мозга:

  • визуализация предмета. Поставьте перед собой какой-либо предмет, например, вазу. Внимательно посмотрите на нее в течение пары минут, а теперь закройте глаза и воспроизведите ее мысленно, но не абстрактно, а с наименьшими деталями. Цвет, форма, размер, орнамент, возможно, где-то есть Образное мышлениетрещинка или скол, в каком порядке расположен рисунок, в общем все до мельчайших деталей. После того как представили и мысленно описали вазу, откройте глаза и сравните то, что у вас получилось с реальным предметом. Повторяйте упражнение с разными предметами до тех пор пока у вас не начнет получаться четкая копия образа и действительности;
  • упражнение воспоминание. После окончания какого-либо дня, вечером, расслабившись и успокоившись, закройте глаза и постарайтесь воспроизвести в деталях то, что с вами сегодня происходило. Вспоминайте неспешно все, путь на работу, что вам встречалось на дороге, магазины, деревья, люди машины. Вспомните людей, с которыми вы общались, во что они были одеты, о чем говорили и т.д.;
  • упражнение выдуманный предмет. Значительно легче представить предмет, который существует в реальной жизни и вы его когда-нибудь видели, а вот образное мышление помогает получить картинку не существующего предмета. Например, представьте шоколадную реку, единорога или шестирукого бога, какими они будут в вашем воображении?
  • упражнение на боковое зрение. Сфокусируйте свой взгляд в одну точку, прямо, а боковым зрением постарайтесь уловить, что происходит в не поля вашего взгляда. Закройте глаза и мысленно представьте, то что вы увидели боковым зрением, проанализируйте все увиденное;
  • упражнение пять картин. Очень интересная задача, которая помогает не только для образного мышления, но и способствует развитию памяти, ассоциаций и смекалки. Представьте пять красных предметов, например, помидор, клубника, сердце, краска, кровь. Потом проделайте тоже самое с другим цветом, зеленым, желтым, синим и т.д. Следующая задача, придумать пять предметов на букву «А», а потом на другую букву алфавита. Или представьте предметы, которые будут меньше куриного яйца в объеме, а потом те, что больше, например, шкафа. вариаций этого упражнения очень много.

Развитие логического мышления ↑

Помимо образного мышления, не менее важная роль отдана и логическому мышлению. Применение логического мышления происходит в следующих случаях:

  • умение найти правильное решение или исход для той или иной задачи, проблемы, ситуации;
  • способность четко излагать свои мысли, формулировать их;
  • способность выявлять ошибки в изложение мыслей другого человека и умение подводить итоги сказанному, не разводя демагогию;
  • умение подбирать аргументы, для убеждения другого человека в верности вашей точки зрения.

Для развития логического мышления подойдут такие задачи и упражнения:

  • к пруду подошли два человека, обоим нужно попасть на противоположный берег, но лодка лишь одна и рассчитана на одного человека. Как переплыть пруд? Ответ: путники находились по разные стороны Шахматыпруда;
  • задача про семерых братьев. В доме собрались семь братьев. Один смотрит телевизор, второй — играет в шахматы, третий — готовит ужин, четвертый — читает, пятый — слушает радио, шестой — пишет письмо. Вопрос: что делает седьмой брат? Ответ: играет в шахматы со вторым братом;
  • задача про ДТП. В аварию попал отец и сын. Отец погиб, а сын попал в больницу, в палату к нему зашел врач и сказал «это же мой сын!» Может ли такое быть? Ответ: да, врач — это мать потерпевшего.
  • Помимо логических задач, которые не только полезно, но и интересно решать, помочь развить логическое мышление могут простые игры, такие как шахматы, эрудит, шашки, нарды.

Развитие абстрактного мышления ↑

Абстрактное мышление тесно связано с логикой. Этот вид мышления присущ только человеку и недоступен животным. Благодаря абстрактному мышлению мы можем:

  • анализировать и обобщать информацию;
  • строить логическую, обобщенную цепочку происходящего, например, кофе — чашка — горячий — аромат. Все эти понятия мы связываем воедино, представляя общую картинку;
  • систематизируем знания и др.

Для развития абстрактного мышления подойдут такие незамысловатые и интересные упражнения:

  • посмотрите на облака, рассмотрите внимательно их, а теперь представьте, на что они похожи. Этим занятием многие занимались в детстве, станет оно полезным и во взрослом возрасте;
  • театр теней. Эта игра больше подойдет для детей, предложите ребенку при помощи рук создать образ лебедя, собачки, птицы и т.д.;Театр теней
  • читайте надписи справа налево и при этом старайтесь понять, о чем идет речь;
  • прочитайте какую-нибудь книгу или заметку с конца, дойдя до начала, вы получите последовательность событий противоположную настоящим;
  • найти связь между двумя словами. Возьмите книгу и наугад ткните пальцем в 2 слова, они будут не связанны между собой, ваша задач найти взаимосвязь. У вас может выйти совершенно неординарная история, которая связала эти два слова в одну цепь мышления.

Развитие пространственного мышления ↑

Пространственное мышление — это способность представлять предметы, в том числе и воображаемые, в трехмерном измерении во всех деталях и цветовом решении. Как утверждает статистика, пространственное мышление развито далеко не у каждого и является специфическим видом мыслительной деятельности. Но, несмотря на это есть ряд упражнений, способных помочь развить этот вид мышления. Вот следующие варианты задач:

  • какой предмет может получиться, если треугольник наложить на отрезок?
  • какие фигуры можно получить при пересечении двух отрезков?
  • какие фигуры выйдут при пересечении двух треугольников?

Образное мышлениеЗадачи довольно простые, но требуют сосредоточенности, могут быть использованы в развитии мышления, как у взрослого человека, так и у ребенка. Если изначально не получается воссоздать образы предметов мысленно, воспользуйтесь бумагой и ручкой. Нарисуйте предметы и уже визуально из них составьте нужные элементы.

Все гениальное просто, это выражение знакомо всем. А ведь так оно и есть, но чтобы придумать или создать что-то гениальное, нужно всего лишь уйти от шаблонного, стандартного мышления. Лишь сломав в себе шаблонное представление и привычную трактовку предметов, можно легко создать нечто креативное. В целом, мышление, независимо абстрактное оно, логическое или образное, является неотъемлемой частью нормального развития человека. Просто для одних более свойственно логическое мышление, а другие руководствуются в большей степени образным. Но итог один, каждое из этих видов мышления требует развития и не важно, сколько вам лет 5, 15 или 35, встряска для ума пригодится в любом возрасте!

Автор: Складаная Юлия

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление