«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Развитие творческого мышления у младших школьников

Дети, проходящие обучение в начальной школе, должны получить основные навыки и представления о том, как добываются знания. От профессионализма педагога, внимания родителей и усердия самих младших школьников зависит будущий успех в обучении. Особое место в формировании ученика занимает развитие творческого мышления в процессе обучения.

Творческое мышление: понятие и сущность ↑

Творческие детиМышление как особый вид психической деятельности бывает разных видов. Под творческим мышлением принято понимать способность познавать и умение находить решение в нестандартных ситуациях. Долгое время считалось, что творческое мышление развивать не требуется, т. к. другие виды важнее. В современной психологии в связи с ростом внимания к проблемам развития человека даже само определение творческого мышления является дискуссионным.

Труды американского исследователя Д.П.Гилфорда являются наиболее известными для изучения этого вида познавательной деятельности. Он четко определяет черты творческого мышления, к которым относятся:

  • беглость, т.е. умение максимально быстро создавать новые идеи и предложения по решению возникшей проблемы;
  • гибкость как способность применять разные подходы и менять их в случае неэффективности решения задач;
  • оригинальность – умение генерировать что-то новое или применять известные методы к новым ситуациям;
  • точность или структуризация, т. е логичное выстраивание будущего решения.

И. Лернер считает, что кроме этого творческое мышление предполагает умение комбинировать уже известные методы выполнения задач.

Творческое мышление не предполагает создание только предметов, имеющих отношение к искусству. Этот вид деятельности нужен для развития нестандартных решений, создания основы научной и технической работы. Считается, что это мышление является высшей формой из всех, что есть в познавательной деятельности.

Свойства творческого мышления ↑

Присущие творческому мышлению свойства, которые имеют свои особенности в зависимости от возраста, включают в себя:

  • интенсивность, которая больше проявляется в энергии самого субъекта. Поэтому более любознательные младшие школьники добиваются хороших результатов;
  • наличие пространственно-временных характеристик. С точки зрения пространства – это снятие любых границ, с позиции времени – возможность распространять мысль на любые периоды;
  • интермодальность, т.е. возможность дать иной образ привычным объектам;
  • обратимость, т.е. возможность субъекта в любой момент отойти от мысли внутренне к предыдущей точке.

Творческое мышление всегда основано на работе двух систем:творчество

  • ассоциативной, которая зависит от опыта школьника и умения его оперировать инструментами логического мышления;
  • перцептивной, которую считают субъективной, потому что восприятие одного и того же предмета индивидуально.

Для творческой мысли свойственен переход в любой момент по цепочке «операция – действие – деятельность».

Любой творческий акт можно разделить на этапы. К нм относят:

  • сбор материала по проблеме;
  • внутренняя подготовка к поиску решения, созревание проблемы, когда ученик может вовсе не думать о задаче, а работает только подсознание;
  • появление идеи или решения;
  • проверка выдвинутого предположения на состоятельность.

Особенности творческого мышления ↑

Особенности творческого мышления определяют выбор методов и инструментов его развития у младших школьников. Нужно учитывать, что дети этого возраста:

  • недостаточно опытны;
  • имеют ограниченный спектр знаний;
  • не владеют всеми навыками мыслительной деятельности.

Особенности творческого мышления могут быть сведены к следующим:

  • бессознательность;
  • низкая степень контроля со стороны разума;
  • внезапность и высокая степень зависимости от ситуации;
  • тесная взаимосвязь с другими видами мышления.

Творческие детиВ отличие от других видов мышления творческий вариант предусматривает, что ребенок должен быть способен перенести одни знаний и умения на другую почву для получения результата. Не для всех младших школьников характерен навык определения новых проблем в старом предмете, а также выстраивания алгоритмов. Кроме того, нужна длительная мотивация или очень сильная, чтобы добиться от ученика желания искать самостоятельно решение проблемы.

Структура творческого мышления у учеников начальной школы ↑

Мыслительная деятельность, направленная на поиск нового или нестандартного решения проблемы, состоит из определенных элементов. Иногда требуется организовать работу младших школьников с упражнениями на конкретный элемент, чтобы затем выстроилась вся система творческого мышления.

К таким элементам относят:

  • схватывание общих черт среди предметов и структуры задач;Творческие дети
  • способность логически выстраивать числа, символы, объекты;
  • умение выделить основные черты, которые описывают предмет, чтобы перенести их на другой;
  • гибкость мыслительных процессов;
  • ясность и рациональность решения;
  • память, которая отлично развивается в начальной школе;
  • внимание, требующее иногда индивидуальной работы с учеником;
  • воображение, которым обладают не все дети.

У младших школьников высокий уровень творческого потенциала. Но раскрывается он не у всех. Творческий потенциал, соответственно, состоит из следующих элементов:

  • творческие способности, к которым относится воображение, уровень интеллекта;
  • свойства личности самого школьника, т.е. степень его мотивации, эмоциональности, силы воли и терпения.

Воображение может трактоваться как психический процесс или способность школьника придумывать или додумывать характеристики объекта и его деятельности. Отдельная дискуссия в научной среде идет по поводу того, являются ли взаимозаменяемыми понятия «фантазия» и «воображение». Психологи склоняются к тому, что это два разных процесса. Хотя грань между ними настолько тонкая, что среди учеников начальной школы выявить сложно.

Характеристика младших школьников ↑

ТворчествоПрежде чем осуществлять развитие творческого мышления в процессе обучения, нужно понимать, какие характеристики присущи поведению младших школьников в принципе. Эти особенности позволяет выстраивать и программу обучения, и выбирать методы для работы в зависимости от возраста. Даже начало и конец первого года обучения существенно отличаются по возможностям применения инструментария, направленного на развитие креативного мышления.

Основным отличием этой возрастной группы от других является то, что все их самостоятельные открытия обладают субъективной новизной. Иными словами, в процессе обучения на уроках или при выполнении домашних заданий детей учат следовать примерам, показанным учителем алгоритмам, или его подсказкам. В результате ребенок считает, что выполнил задание сам, но в реальности основа была подготовлена.

Педагоги, которые стремятся построить учебный процесс иначе, показывают возможные направления действий, но просят ребенка выбрать путь самостоятельно. Даже если ученик понимает свою ошибку, гибкость мышления должна позволить ему попробовать другие методы.

У  младших школьников выделяют также следующие черты:

  • склонность к подвижным играм;Творчество
  • эмоциональность восприятия;
  • стремление оперировать образами;
  • повышенный интерес к детализации, от чего учитель или родители могут уставать, ведь объяснять все глубже и глубже характеристики какого-либо предмета может быть очень тяжело;
  • слабое умение мыслить абстрактными категориями, переносный смысл может даваться с трудом;
  • боязнь совершать ошибку, что демотивирует на создание новых идей;
  • высокий уровень доверия к лицам, которые старше, в связи с чем легко мотивируются авторитетным поведением учителя.

Младшие школьники тяжело переживают свои неудачи, поэтому критиковать их предложения, мысли нельзя. Необходимо лишь дать возможность ребенку самому понять, в чем его ошибка. Особенно, если это касается конструирования. Практический опыт позволит лучше запомнить особенности построения конструкции и основные ошибки при ее создании.

Что делать учителю? ↑

Педагог, стремящийся развить у младших школьников творческое начало, должен для достижения хороши результатов учитывать:

  • индивидуальные характеристики детей;
  • возрастные особенности развития;
  • психологические черты учеников;
  • эмоциональные особенности класса;
  • уровень развития способностей.

Внимание! Учитель сам должен обладать высоким уровнем развития творческого мышления, чтобы дети могли брать с него пример.

Это проявляется обычно и в способах подачи материала, и в том,  создаются ли определенные модели для обучения педагогом самостоятельно. В начальной школе часто действуют по готовым шаблонам. Изобилие педагогических материалов позволяет добиться разнообразия на уроках без применения собственных идей. Но подобная ситуация влечет к ухудшению мыслительной деятельности самого учителя. Как следствие, происходит снижение уровня его компетенций.

Учитель начальных классов должен:

  • стимулировать желание самостоятельно рассуждать и находить решение;
  • давать возможность ошибаться в поисках решения заданий;
  • создавать алгоритм решения задач вместе с учениками;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, фантазию;
  • создавать условия для того, чтобы дети учились слушать и слышать других;
  • выстраивать постепенное усложнение заданий в рамках одной темы и в пределах всего учебного года;
  • предоставлять ученику право выбора при выполнении заданий, для чего должны быть продемонстрированы разные инструменты.

ТворчествоУроки должны быть нестандартными. Следует подключать различные формы освоения учебного материала. У младших школьников высокий интерес к олимпиадам, экскурсиям, экспериментами. Высокий уровень наглядности материала также способствует усвоению знаний.

Следует помнить, что развитие творческого мышления способствует повышению успеваемости в целом. Оно может стать даже ключевым инструментом мотивации для проблемных детей или тех, кто имеет ограниченные возможности.

Принципы развития творческого мышления в младшей школе ↑

В американской психологии, где проблемы творческого мышления исследованы лучше, принято руководствоваться рядом принципов.  Это позволяет осуществлять педагогам самоконтроль, а также оценить окружающим степень соответствия подачи учебного материала требованиям. Среди них, в частности, выделяют:

  • повышенное внимание к нестандартным вопросам и заданиям;
  • формирование уважения и уважительное отношение к необычным идеям;
  • демонстрация открытости педагога детям;
  • формирование уверенности у детей, что их идеи имеют ценность;
  • создание условий для саморазвития и самосовершенствования младших школьников;
  • давать достаточное для собственной практики время;
  • хвалить учеников за результаты и идеи.

Внимание! Чтобы творческое мышление развивалось, придется и уйти от традиционной системы оценок.

Это необходимо сделать хотя бы на время. Иначе у ребенка формируется страх. Кроме того, повышается субъективность в оценках педагога, что рушит его авторитет. Можно вводить альтернативные системы оценок. Нравится детям, когда им самим предоставляют право выбора лучших работ или выполнения заданий. В этом возрасте, правда, высок риск того, что будут выбирать друзей. Поэтому учитель должен призывать к объективности и просить обосновать мнение.

А. Савенков список требований к созданию условий для развития творческого мышления дополняет:Творчество

  • доминирование практических заданий над теорией;
  • больше заданий индивидуальных, нежели репродуктивных;
  • исключение принципа конформизма в работе педагога и учеников;
  • ориентация на постановку проблемы перед учениками, чтобы они желали добраться до сути самостоятельно.

Методы и формы развития творческого мышления в начальной школе ↑

Технологии, которые позволяют развивать у младших школьников творческое начало, много. Современная наука активно прирастает в методологии развития этого вида мышления. Не все из них могут быть доступны учителю начальных классов, потому что отличается ресурсная база, а также личные предпочтения педагога.

Большая часть методов призвана развивать воображение учеников начальной школы. Классифицировать же всю совокупность методов можно следующим образом:

  • практические – включают в себя моделирование, упражнения и игры;
  • наглядные – предполагают активное наблюдение;
  • словесные – работа с речью: рассказы, сказки, инсценировки, чтение, пересказы, сочинения.

Метод моделирования предполагает не только построение моделей, но и любых цепочек, схем, алгоритмов.  Со второго класса можно предлагать в рамках наглядных методов применять презентации. Независимо от возраста дети любят делать доклады, если они затрагивают личностный аспект.

Полезно использовать также методические приемы:

  • мозговой штурм, особенно после постановки проблемы при изучении новой темы;Воздушные шары дети
  • мозговая атака, которая может быть индивидуальной, парной или групповой;
  • ключевые термины, когда необходимо составить рассказ по теме с использованием выделенных учителем слов;
  • логические цепочки, в которых допущены ошибки;
  • пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценить самостоятельно степень своего развития. К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат.

Представленный перечень далеко не полный, и может быть продолжен. Важно, чтобы педагог умело сочетал разные варианты с целью достижения формирования творческих способностей у младших школьников. Нельзя исключать, что в результате творческого акта учитель создаст свой собственный метод. Ведь важно, чтобы процесс был двусторонним.

Мозговой штурм и мозговая атака как основа развития творческих способностей ↑

Мозговой штурм или мозговая атака весьма популярны в педагогической среде. Не все учителя начальных классов отважатся применять их, зная особенности познавательного развития. На самом деле, несмотря на большое количество неверных или некорректных идей в ходе работы, они очень эффективны у этой возрастной группы.

Мозговой штурм предполагает следующие этапы:

  • постановку проблематики;Воздушные шары дети
  • время на самостоятельное обдумывание решения и идей (1-2 мин.);
  • высказывание идей и их фиксация на доске;
  • отсеивание того, что не подходит для решения;
  • выбор подходящего варианта.

Мозговая атака предполагает, что одна часть учеников предлагает идеи решения, а вторая часть – обрабатывает их на предмет состоятельности.

Оба метода преследуют такие задачи, как:

  • повышение уровня самостоятельности учеников;
  • снижение чувства страха перед аудиторией;
  • формирование уважения к чужой позиции;
  • формирование навыка слушания;
  • развитие логического мышления;
  • создание базы для навыка аргументации.

Основные ошибки, которые допускаются при развитии творческого мышления в начальном звене ↑

В работе учителя ошибки могут присутствовать. Если их не исправлять, они будут носить систематичный характер. В результате вместо развития творческого мышления, можно спровоцировать отторжение у учеников к его использованию. Какие проблемы выделяют специалисты, занимающиеся данной темой:

  • потерю контакта между учителем и учениками;
  • шаблонное обучение, которое нацелено на развитие механической памяти;
  • высокая степень критики со стороны педагога;
  • низкие оценки за выполнение творческих заданий;
  • малая доля практических заданий в учебном процессе;
  • сосредоточение на одних и тех же методах обучения и проверки знаний, например, оценивание только с помощью тестов, а в качестве индивидуальных заданий – только доклады;
  • отсутствие системы оценки творческого мышления и контрольных точек для проверки его развития у младших школьников;
  • игнорирование индивидуальных черт учеников;
  • отсутствие знаний, каковы особенности познавательной деятельности данного возраста. Это часто связано с нехваткой педагогических кадров, в результате чего на работу берут непрофильных специалистов.

Внимание! Как ни странно, но большое количество упражнений и заданий на предмет развития творческих способностей учеников может иметь отрицательное влияние на процесс обучения.

Связано это с тем, что:

  • снижается доля заданий на развитие других видов мышления, которые находятся в неразрывной связи с творческим;
  • теряется понимание системности;
  • не хватает времени на освоение других навыков.

Учитель должен постоянно заниматься самоконтролем или призывать на помощь коллег. В этом случае, участие в профессиональных конкурсах или проведение открытых уроков позволяют своевременно среагировать на недостатки учебного процесса.

Творческое мышление не терпит прямых указаний. Директивный подход искажает суть самой технологии. На помощь учителю в освоении ее должен приходить психолог, который бы оценивал результаты на разных этапах.

Упражнения для развития творческих способностей учеников начальной школы ↑

ТворчествоУченики младших классов любят игровые элементы. Для того чтобы одновременно тренировать внимание, что является основой в адаптации к учебному процессу, подойдет упражнение «спрятанная форма». Учитель делает несколько заготовок рисунков (обычно с геометрическими формами) и просит найти на них конкретный вариант (круг, треугольник и т. д.)

Упражнение «Наброски» позволяет сконцентрировать внимание ребенка на умении находить общи черты у разных предметов. Ученикам предлагается девять математических фигур одного типа (круг, прямоугольник или квадрат) превратить в рисунки путем добавления элементов. В результате могут получиться предметы быта, мебель, машины и т. д.

Задание «Что ты видишь» очень популярно даже в интернет-сообществах. Черные рисунки на белом фоне, которые могут быть истолкованы самым разным способом, позволяют развивать фантазию и воображение младших школьников. Для того чтобы усилить эмоциональную составляющую творческого процесса, можно проводить упражнение на улице, когда плывут кучевые облака.

Если предоставить возможность ученикам дорисовывать определенные черты, которые демонстрируют полярные результаты, они тоже научатся выделять общее и разное в предметах. Например, предложить несколько готовых шаблонов человечков, которых нужно превратить в доброго и злого, старого и молодого и т. д.

Создание индивидуальных карточек с различными заданиями, даже в виде тестов, также дают хороший результат.

Небольшие упражнения можно давать как в начале урока, так и в конце.

Младший школьный возраст весьма противоречивый по своим характеристикам. Зная особенности развитияТворчество детей в этот период, грамотный учитель сможет добиться высоких результатов даже путем незначительной активизации творческого мышления. Но для этого необходимо создание системы. Если разово делать упражнения или проводить какие-либо задания, ориентируясь на творческий потенциал, результата не будет.  Поэтому лучше всего, когда класс все 4 года находится под руководством одного учителя, который имеет свою систему и планомерно движения к достижению желаемой цели.

Ученики в этом возрасте благодарны своему авторитетному педагогу и с любовью его вспоминают всю жизнь, если он смог показать им, как интересно учиться. Именно эта задача ставиться и федеральными образовательными стандартами.

Автор: Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление