«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

Становясь студентами, бывшие школьники попадают совершенно в иной мир требований и организации учебного процесса. В течение первого семестра большинство студентов проходит успешно адаптацию к новой среде. Для преподавателей, особенно в сфере инженерных наук, важно, чтобы у слушателей сохранялась тяга к развитию творческого мышления. Для этого в процессе обучения можно использовать определенные инструменты и технологии.

Причины развития творческого начала в учебе студентов ↑

Несмотря на то, что основной задачей ВУЗов и колледжей является профессиональная подготовка студентов, творческая составляющая в этом процессе необходима. Подобное развитие позволяет добиться следующих результатов:

  • совершенствуются аналитические способности, улучшаются логические процессы;Студенты учеба
  • создается основа для поиска новых решений старых задач;
  • расширяется кругозор;
  • уменьшается риск профессионального выгорания за счет использования разных подходов к решению поставленных задач;
  • создается более комфортная обстановка в процессе обучения;
  • предоставляется возможность удовлетворять потребности разного уровня;
  • снимается психологическая напряженность и улучшается климат в учебном коллективе студентов.

Для применения творческого мышления в учебном процессе могут быть отведены отдельные задания, их блоки или небольшие упражнения в ходе обычных занятий.

Что собой представляет творческое мышление? ↑

Вопросы совершенствования творческого мышления возникли неслучайно. Ведь оно является частью саморазвития и самообучения. При этом предполагается, что для его использования потребуется деятельность. Действенный компонент позволяет задействовать больший объем памяти и повысить степень усвоения учебного материала в процессе обучения.

Основными чертами творческого мышления, развитие которого редко осуществляется в студенческие годы, являются:

  • ориентация на создание нового решения проблемы, открытие или идею;Студенты учеба
  • опора на образное мышление;
  • широта и гибкость мышления;
  • видение иной функции привычного объекта или предмета;
  • самостоятельное перенесение знаний и умений на новую почву;
  • развитие и применение интуиции;
  • обобщенное и опосредованное отражение действительности;
  • умение видеть альтернативы.

К творческому мышлению может стать любой другой вид:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • словесно-логическое и т. д.

Студенты учебаПродуктом творческого мыслительного процесса может являться как само новое решение, так и способ получения уже ранее известного результата.

Творческий потенциал присущ любому человеку с рождения. Но если не прибегать к нему, то развитие остается на минимальном уровне. Индивид привыкает мыслить шаблонами, стандартами и уже не способен выделиться среди других специалистов. Чтобы не ушли ранее освоенные компетенции у студентов, следует продолжать стимулировать данный вид познавательной деятельности.

Основа для творческой деятельности ↑

Творческому или креативному мышлению необязательно учить. У многих этот вид познавательной деятельности развит от природы лучше. Основными способностями, которые позволяют быстрее применять творческий подход в учебной и профессиональной деятельности, являются:

  • способность оценивать разные идеи или задачи;
  • высокое развитие аналитических способностей;
  • умение синтезировать информацию;
  • способность совмещать различные функции, многозадачность;
  • быстрое улавливание сути идеи, процесса, предмета;
  • оригинальность в мышлении;
  • желание самостоятельных открытий.

Обратите внимание! Считается, что основной вклад в развитие творческого начала в деятельности индивида вносит дивергентное мышление, которое включает гибкость и беглость.

Способы развития творческого мышления у студенческой аудитории ↑

Основными технологиями, которые используется в процессе обучения студентов, которые могут привести к развитию творческого мышления, являются:

  • проблемно-поисковые;
  • исследовательские;
  • групповые.

Лекция у студентаПреподаватель должен совместно со слушателями создавать условия, которые бы стимулировали развитие этого вида мышления у студентов.

Лекционные или семинарские занятия, направленные на развитие такой мыслительной деятельности, чаще всего носят проблемный характер. Задачей преподавателя является построить учебный процесс и поставить задачу так, чтобы у студентов возникло желание самостоятельно найти решение проблемы или докопаться до сути. Этот процесс часто сопровождается выбросом адреналина, ведь мотивация имеет яркую эмоциональную окраску и отчасти спортивный интерес.

Основные формы работы, применяемые в связи с этим:

  • проблемная лекция;
  • лекция-дискуссия;
  • лекция-провокация;
  • деловые игры;
  • решение кейсов;
  • защита докладов, рефератов или презентация собственных исследований и др.

Методы развития творческого начала у студентов ↑

Знание методов развития творческого мышления позволяют разнообразить учебный процесс студентов. Особенно при выполнении самостоятельных заданий или практической части.  Группы методов могут быть выделены следующие:

  • задачные или структурно-логические, которые предполагают поступательное движение при освоенииЛекция у студента материала. Сначала для студентов предлагаются более легкие задания, а потом сложные. К практике переход возможен только после освоения теории;
  • тренинговые. Позволяют отработать алгоритмы разных видов профессиональной деятельности, чтобы у студентов было представление, как они будут выполнять аналогичные действия в реальной жизни;
  • игровые. В доступной форме предлагается решить определенные задачи, что обеспечивает развитие целого комплекса компетенций. К этим методам относят деловые игры и профессиональные бои, а также тематические брейн-ринги и другие виды деятельности.

Ученые доказали, что совершенствование этого вида мыслительной деятельности находится в прямой зависимости от уровня развития речи. Поэтому преподаватель должен давать слушателям в процессе обучения возможность общаться и высказываться. Чтобы не было возможности у студенческой аудитории «отсидеться» за чьей-то спиной, можно давать задания, которые предполагают самостоятельную подготовку до начала занятий.

Метод эмпатии, относящийся к игровым, очень популярен при освоении технических, юридических, экономически, политических дисциплин. Он предполагает, что индивид должен себя отождествить с известной личностью или персонажем, и от его имени придумать решение поставленной задачи.

Что мешает развить творческое мышление в студенческой среде ↑

Нежелание той или иной стороны учебного процесса применять соответствующие технологии являются основной проблемой на пути к развитию креативности. Кроме того, у студентов могут возникнуть сложности в этом направлении, если:

  • предлагаются только готовые шаблоны и алгоритмы;
  • критикуются новые, пусть и ошибочные, идеи;Лекция у студента
  • создаются условия, когда происходит развитие чувства страха неудачи;
  • в процессе обучения не представляются и запрещаются альтернативные точки зрения на проблему;
  • отсутствие интереса знать больше, чем дает преподаватель на лекциях;
  • типовые задания для самостоятельной работы или ее полное отсутствие;
  • отсутствие ретроспективы в создании научного знания, а также перспектив движения теории;
  • недостаточный объем информации по изучаемому вопросу, отсутствие опыта, т. к. может не быть данных, позволяющих формировать новые гипотезы и идеи;
  • безынтересное отношение к работе со стороны преподавателя;
  • убежденность студента, что профессией он заниматься не будет, а ему нужен только диплом.

Внимание! Преподаватель не должен давать возможность критиковать высказанные студентом идеи. Он должен создать условия для того, чтобы студенты сами пришли к некорректности высказанного предложения.

Многие студенты убеждены, что в профессиональной деятельности склонность к творческому началу останется невостребованной. Поэтому основной задачей преподавателя в процессе обучения является показать, как важно уметь формировать новое знание, где это на практике может пригодиться.

Упражнения по развитию творческого мыслительного процесса студента ↑

Необязательно для активизации творческого начала студенческой аудитории проводить серьезные диспуты. Можно ограничиться периодическим вкраплением в учебную деятельность небольших упражнений:

  • пять плюс пять. Суть упражнения заключается в том, что к любому профессиональному понятиюСтуденты учится студент должен назвать 5 любых уместных эпитетов (прилагательных), а затем 5, которые никак не сочетаются. Например, скальпель. Уместно: острый, тупой, медицинский, металлический, холодный. Неуместно: соблазнительный, тающий, вертикальный, бешеный, кварцевый;
  • скрепка. В течение трех минут предлагается придумать возможные варианты использования канцелярской скрепки. В пределах от 10 до 20 придумывают нормальные люди. Свыше 20 – креативные личности. Усложнить задачу можно, если функции должны быть связаны с профессией;
  • 54 крестика. Небольшое игровое упражнение предполагает, что создается матрица из 54 крестиков (6 по горизонтали и 9 столбцов по вертикали). Эти крестики предлагается дорисовать. Картинки не должны повторяться.

Можно предлагать слушателям вне процесса обучения играть в час молчания. Этот вариант предполагает, что в процессе общения с другими людьми при любых вопросах они могут отвечать только «да» или «нет». Это здорово тренирует разные виды мышления одновременно.

Самостоятельная работа студента как основа творческой деятельности ↑

Чтобы совершенствование творческого мышления было на уровне личности, необходимо больше нагружать студента индивидуальными заданиями. Важно не спровоцировать отторжение к заданиям, т. е. не использовать их часто. Преподаватель должен позаботиться и о разнообразии процесса самостоятельного творческого обучения.

Цели организации самостоятельной работы в таком процессе:

  • систематизация знаний;
  • закрепление материала, овладение профессиональными компетенциями;
  • формирование творческой инициативы, организованности;
  • создание основы для исследовательской работы, что важно для развития аспирантуры или магистратуры на факультетах;
  • мотивация к профессиональному совершенствованию.

У слушателей выполнение заданий во время обучения будет вызывать интерес, если кроме изучения теоретического материала они потребуют:Студенты учится

  • использование личного опыта;
  • проведение наблюдений за собой или окружающими;
  • организацию и проведение тестов, экспериментов;
  • стимуляцию ответственности за результат;
  • эмоциональную вовлеченность.

Выставление оценок за самостоятельную работу не для всех творческих людей является единственным желанным результатом. Например, для студента технического ВУЗа может быть важнее получение патента на свою разработку, нежели отличная оценка по итогам какого-либо предмета в семестре.

Для того чтобы достичь успеха в ходе обучения студенческой аудитории творческому мышлению, преподаватель сам должен тренировать данные навыки.

Автор: Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление