«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Развитие мышления в младшем школьном возрасте

Дети младшего школьного возраста проходят последнюю ключевую стадию своей подготовки к активной познавательной деятельности наравне со взрослыми. То, что удастся заложить в их умы в этот период, станет основой для обучения и развития в будущем. Кроха многое уже умеет. Он рассказывает стихи, запоминает легко любую информацию, замечает новые объекты, легко обращается с компьютером. Стоит только попросить его начать оперировать научными понятиями, ребенок дает сбой. Это потому, что мыслительные процессы в этом периоде жизни еще продолжают свое становление.

Особенности мыслительных процессов у детей −твинс ↑

В западной социологии и психологии младших школьников принято называть твинс. Это дети в возрасте 7−11 лет. Связано это с тем, что особенности их познавательного и психического развития существенно отличаются от других возрастных групп. Для детей в этом возрасте характерно:

  • доминирование мышления среди других психических функций;Развитие мышления в младшем школьном возрасте
  • развитие произвольного характера мышления;
  • переход от наглядно-образного мышления к понятийному;
  • при выстраивании речи еще требуется опора на образы в виде картинок или иных предметов;
  • знания младших школьников являются фрагментарными, что не позволяет строить логически верные конструкции;
  • высокая зависимость мышления от других психических функций: восприятия, памяти и т. д. Он зачастую еще находится под сильным влиянием восприятия.

Дети этого возраста, с одной стороны, уже на многое способны, потому что память, воображение, восприятие и другие психические функции хорошо развиты к этому периоду жизни. С другой стороны, выстраивать длинные цепочки событий, определять связи между объектами им пока тяжело.

Твинсы оперируют единичными понятиями. Они задают много уточняющих вопросов, т. к. для усвоения материала им требуется конкретика. От них можно услышать многочисленные: «Почему, откуда, как, каким образом?» Взрослых это часто ставит в тупик, потому что для передачи информации часто не требуется знание деталей. Например, почему стали возникать мысли о том, что такое земля и кто первым задал этот вопрос.

Чтобы переходная фаза развития школьников прошла эффективнее, необходимо обращать внимание на то, где им требуется помощь в освоении новых навыков и знаний.  Начинать дополнительные занятия можно и в более раннем возрасте, чтобы подготовить ребенка к школе и снизить нагрузку в период сложной адаптации.

Индивидуальные характеристики мыслительной деятельности у твинс ↑

Мальчики к концу 4 класса должны выровняться с девочками по способностям строить суждения и анализировать. Независимо от пола дети могут отличаться в младшем школьном возрасте по таким параметрам мышления, как:

  • глубина, т. е. способность видеть сущность процессов и вопросов;лото
  • самостоятельность – умение находить собственные пути решения проблемы, ставить перед собой задачи и т. д.;
  • гибкость – в случае необходимости быстро подбирается новый алгоритм или действие, если предыдущее не принесло положительного результата;
  • широта – характеристика, отвечающая за восприятие всех сторон процесса или предмета без потери мелочей и деталей;
  • быстрота – скорость, с которой у младших школьников получается находить ответ на вопрос или решение задачи;
  • критичность ума – способность объективно оценивать свои действия или окружающих, осуществлять проверку предположений, выдвигать гипотезы.

Зная о существовании подобных различий, психологи дают рекомендации родителям и педагогам подходить индивидуально к процессу обучения. В школе осуществить это весьма затруднительно. Поэтому родители должны быть готовы к дополнительным занятиям, если их ребенок отстает от сверстников в освоении материала.

Необходимо сначала от ребенка требовать качество выполнения заданий, а со 2−3 класса уже нарабатывать скорость.

Стили в мышлении ребенка ↑

Младших школьников незаслуженно исключают из общих обсуждений в семье, мотивируя тем, что они еще не доросли. На самом деле преобладание определенных стилей в мышлении ребенка способно формировать взрослое поведение. Формирование стиля мыслительной деятельности связано с окружающей ребенка средой, его личных особенностей, объему заданий, направленных на развитие познавательного компонента.

Основными стилями являются:

  • синтетический – ребенок обожает комбинировать, проводить эксперименты с тем, что кажется несовместимым и получает новое знание или результат;
  • идеалистический – побуждает школьника искать ответы на вопросы, позволяющие достигать глобальных целей, удовлетворять социальные потребности;
  • прагматический – основан больше на личном опыте. Родителям и учителям кажется, что ребенок часто сует нос, куда не следует. На самом деле он мотивирован на получение нового знания через собственный опыт. Зато потом он ловко оперирует понятиями, а построение цепочек действий для такого ребенка не составляет труда;дети
  • аналитический – подразумевает, что школьник пытается изучить предмет или явление со всех сторон. От детей с таким стилем мыслительной деятельности обычно больше всего вопросов, при этом для них трогать предмет необязательно. Подобный стиль характерен для тех, кому лучше всего удается абстрагирование;
  • реалистичный ­ − противоположный предыдущему. Для ребенка кажется, что существуют только те процессы и предметы, которые можно увидеть собственными глазами. Для них абстрагироваться крайне сложно. Длительное время они возвращаются к простым мыслительным операциям. Вместо решения задач в уме, они рисуют вспомогательные картинки.

В младшем школьном звене учителям приходится не просто. Ведь дети отличаются не только по уровню развития, но и стилю мыслительной деятельности. Многие педагоги адаптируют свои учебные программы с учетом того, каких детей больше в новом классе.

Этапы совершенствования мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста ↑

Несмотря на то, что данная возрастная группа обладает схожими характеристиками, овладение мыслительными процессами происходит постепенно. Для младших школьников перед переходом в пятый класс является нормой:

  • самостоятельные и корректные рассуждения;дети
  • анализ объектов, предметов и явлений;
  • умение определять общее и частное;
  • способность определения причинно-следственных связей, прогнозирование событий на основе данного навыка;
  • умение определять существенные признаки для создания понятия;
  • способность принимать решение о правильной последовательности действий в разных ситуациях, умение строить алгоритмы.

Основными этапами развития мышления в этом возрасте признаются:

  • знакомство с признаками понятий, которое характерно для детей в возрасте 7−9 лет;
  • развитие абстрагирования, т. е. у младших школьников появляется способность ликвидировать несущественные признаки без потери для понимания окружающих сути;
  • формирование умения сравнивать. Происходит оно постепенно, но примерно в возрасте 8­−9 лет ребенок способен выделять общее и отличия у любых групп предметов;
  • выстраивание иерархии понятий появляется в третьем классе. Развитие логического мышления позволяет ребенку находить видовые признаки и родовое понятие. Например, тир ­(видовое понятие) – это помещение (родовое понятие) для стрельбы (видовой признак).

Способы совершенствования мыслительной деятельности ↑

Для развития познавательной деятельности и мышления в младшем школьном возрасте лучше выбирать задания, напоминающие игру. Психологически эта форма является более комфортной для детей. Рекомендации психологов и педагогов могут быть сведены к следующему:

  • предлагать картинки для сравнения по принципу «найди 10 отличий». Они не только развивают внимание, но и требуют от ребенка находить общие и отличительные черты объектов;
  • решать логические задачи, когда несколько объектов или предметом нужно назвать одним словом. Подобные упражнения существуют даже в виде специальных программ для телефона, что позволяет совмещать приятное для ребенка с полезным;
  • разработать алгоритм простых бытовых операций: утренняя зарядка, чистка зубов, принятие душа и т. д. Для младших школьников важно освоить последовательность действий и взаимосвязь между ними. Алгоритмы можно проговаривать устно, фиксировать на бумаге или рисовать;
  • распределять в уме предметы между субъектами или по другим характеристикам. Например, есть пять тетрадей. Хватит ли их для Пети, Вани, Иры? Останутся ли тетради?;
  • чаще использовать в учебе и в быту загадки, ребусы. Можно предложить ребенку самому придумывать загадки, что также полезно для развития абстрагирования и логического мышления;
  • попросить описать словами без использования однокоренных слов простой процесс или предмет. Окружающие должны понять, что имел в виду ребенок;
  • использовать игры или задания, чтобы убирать лишнее. Лишним может быть слово по любому признаку. Например, синий, желтый, темный, зеленый (лишнее − темный). В цепочке 13, 31, 22, 41 лишним является 41, т. к. в остальных случаях сумма цифр равна 4. Среди слов творческий, театральный, креативный, толстый лишним считается предпоследнее, потому что начинается не с буквы «т».

детиДанные рекомендации учитывают, что мыслительные процессы находятся в неразрывной связи общей системы психической деятельности. Поэтому тренируя младших школьников по одному направлению, развиваются и другие сферы.

Совершенствование работы мозга в доподростковом периоде является важной платформой для будущего освоения научных понятий и фактов. Если родители хотят, чтобы их ребенок успешно справлялся не только с учебной нагрузкой, но и был способен самостоятельно оперировать знаниями, им необходимо приложить определенные усилия. Для этого достаточно несколько минут в день общаться с ребенком, включая упражнения на логику.

Автор: Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление