«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Развитие логического мышления на уроках математики

Математику не зря называют царицей всех наук. Ее операции используются для статистики, сбора доказательной базы  в процессе исследований, инженерии и т. д. Успешность изучения ее зависит от того, насколько хорошо развито логическое мышление. Начинать нужно с первого класса или даже раньше, чтобы облегчить в процессе освоения материала задачи для ребенка. Важно, чтобы в структуре умственной деятельности школьников были различные навыки и умения. Логическое мышление позволяет это сделать.

Сущность логического мышления ↑

Логическое мышление у детейЛогическое мышление как познавательный процесс требует оперирования понятиями, суждениями, которые позволяют делать новые выводы. Это дает основания для получения знаний. Причем даже при отсутствии информации или конкретного опыта умение на основе законов логики формулировать выводы дает новый уровень развития. Для обучения в начальном и среднем звене это очень важно.

В процессе развития его индивид совершенствует свои возможности по предвидению результата определенных действий и по изучению окружающей действительности.

Развивают логику с помощью:

  • умения делать выводы;
  • формирования самостоятельности суждений;
  • поиска отличительных или общих черт у предметов, явлений и т. п.;
  • применения базовых законов, которые позволяют создавать алгоритмы.

Чтобы научиться быстро решать логические задачи, индивид должен пройти в процессе понимание словесной модели (текста), ее абстракцию и правильную запись краткого условия и подробного описания хода мыслей.

Для процесса изучения материала важен и индивидуальный опыт ученика и то, что он мог знать из других предметов. Можно делать задания, которые образуют связи с другими предметами. В последние годы учебники математики грешили тем, что в их задачах нарушались законы природы, русского языка или элементарной логики.

Важно! Логическое мышление не может развиваться без участия других психических функций. Важно работать одновременно с вниманием, мышлением и восприятием.

Средства развития логического мышления ↑

В отличие от многих учебных дисциплин математика оперирует абстрактными понятиями. Продемонстрировать все предметы изучения или процессы не представляется возможным. Это и вызывает сложность у детей в ее освоении. Для учителя важно не обучать детей решать задачи по образцу, а способствовать развитию мыслительной деятельности. Основными результатами такого подхода являются:

  • развитие самостоятельности, что важно для обучения в старших классах;Цифры дети
  • понимание ошибок и причин их возникновения в процессе решения примеров и задач;
  • осознание источников, которые нужны для выполнения заданий;
  • совершенствование творческих и логических операций;
  • повышение скорости выполнения заданий.

В зависимости от возраста учеников педагог подбирает соответствующие инструменты. Они могут быть направлены на сравнение, анализ или синтез, абстракцию, классификацию или строение умозаключений. В младших классах полезнее делать акцент на умении сравнивать, классифицировать и анализировать в ходе обучения. Воспринимать одновременно несколько объектов способен каждый. Но чем старше ученик, тем больше он может удерживать предметов в памяти. Это также следует учитывать в ходе обучения.

Принципы учебного процесса ↑

Проверить, насколько соответствует выбранный подход обучения требованиям по развитию логического мышления, можно с помощью принципов. Если есть соответствие им, то учитель математики действует правильно. К этим принципам относят:

  • доброе отношение к ученикам;Условия для развития логического мышления в математике
  • равенства всех перед учителем и индивидуального подхода в процессе обучения;
  • использование доступных, соответствующих возрасту инструментов;
  • построение обучения на основе интереса, а не подражания и действия по образцу;
  • творческое развитие личности;
  • активное участие всех;
  • командная организация работы для поиска нового знания.

Внимание! Специалисты отмечают, что дети, которые усвоили логические законы и принципы, начинают лучше учиться и по другим предметам.

Если ребенок склонен к математике от природы, он может правильнее строить фразы и предложения. Правила русского или английского языка они могут для себя превращать в своеобразные математические модели. Это помогает им в процессе обучения в целом.

Условия для развития логического мышления в математике ↑

Основной предмет школьной программы построен таким образом, что связь между темами часто отсутствует. Это не дает возможности делать задания на усвоение предыдущих тем. Когда проводится итоговый контроль, ученики испытывают затруднения с тем, чтобы определить, на какую тему точно даны примеры или задачи. Требуется время на идентификацию, а потом уже на решение.

Чтобы избежать этих сложностей требуются следующие условия:

  • задания, предусматривающие коллективное обсуждение или индивидуальный подход;
  • создавать проблемные задания;
  • просить учеников формулировать цель урока и основные задачи;
  • совмещать материал в процессе обучения с творческими заданиями;
  • включать в работу дидактические игры;
  • подключать научные факты и легенды, чтобы не было сухого изложения материала в виде теорем, формул и т. д.

Уроки математикиРазвитие логического мышления на уроках математики может включать в себя домашние задания по созданию интересных моделей. Например, создание куба, сумма любых 3 или 4 граней которого дает одно и то же число. Детям младших классов нравится использование математических раскрасок. Чтобы определить, каким цветом нужно раскрасить элемент рисунка, ученик обязан решить пример, указанный на нем.

Для обучения геометрии полезно иметь модели основных фигур, лучше всего из прозрачного пластика. В результате ученик может увидеть те самые невидимые грани, которые требуется на рисунках отмечать пунктиром. Усилить наглядность позволит использование маркеров, надписи от которых стираются водой.

Способы совершенствования логики на уроках математики ↑

Совместное решение задач и примеров не позволяет развивать логику у учеников. Когда учитель подталкивает к нужному направлению мыслей, показывает образец, детально его разбирая, многие психические функции школьников работают не в полной мере. Страдает память, степень восприятия и т. д. Если попросить решить самостоятельно ту же задачу через 2–3 дня, ученик может не сделать этого. Изменить ситуацию можно следующим образом:Логическое мышление у детей

  • попросить составить текст аналогичной задачи;
  • дать задание изобразить условие задачи в виде рисунка;
  • найти разные способы решения;
  • разбить текст задачи на отдельные логические элементы.

Нестандартные задачи с уловкой, шарады или головоломки также позволяют в ходе обучения усилить логическое начало в мыслительной деятельности школьников.

Предлагая задачи с числами или символами, где известны соотношения между двумя парами, а нужно определить его для новой, дети учатся делать правильные выводы. Например, Миша выше Саши. Коля ниже Саши.  Может ли Коля быть выше ростом, чем Миша?

Как помочь найти источник в математике ↑

Самое сложное для детей понять, что нужно сделать сразу после прочтения задания. Учитель, который хочет развить самостоятельность в логическом мышлении, должен действовать следующим образом:

  1. Задать вопросы для начала дискуссии: «С чего начнем? Ребята, кто знает, что нужно делать? Какие предложения есть по решению задачи?».
  2. Фиксировать предлагаемые варианты на доске или в отдельном журнале.
  3. Провести голосование в пользу одного из вариантов, которым должен воспользоваться каждый ученик при самостоятельном решении.
  4. Узнать, какие ответы получились в итоге. Попросить одного из учеников продемонстрировать решение подробно.
  5. Обсудить, если возникали ошибки, то с чем связаны, на каком этапе были допущены.
  6. Демонстрировать связь математических операций с жизнью, чтобы ученики понимали, где им пригодятся знания.
  7. Вызывать интерес к теме. Можно до ее начала, чтобы на уроке школьники уже выдавали идеи решения или свои соображения касаемо изучаемого вопроса.
  8. Предоставлять возможность ошибаться. Если никто в классе не идет верным путем в решении задачи, дать право на действия. Когда ученики поймут, что их направление неверно, они будут искать источник ошибки.

Умение найти отправную точку важно для любой логической задачи. Источником может быть то, что лежит на поверхности, или скрытый от первого взгляда смысл.

Почему на уроках математики нужен занимательный материал? ↑

Логическое мышление требует, чтобы кроме умения действовать по заданному алгоритму, ученик был способен:

  • использовать эвристические приемы;
  • применять творческий подход;
  • приводить доказательства и аргументы в пользу высказанных утверждений.

Занимательный материал на уроках математики позволяет не только разнообразить привычный ход изучения новых тем, но и задействовать работу всего комплекса психических функций. Что дает он для развития логического мышления?

  1. Способ таких задач заранее неизвестен. Методом проб и ошибок ученики приходят к верному решению.
  2. Необычность сюжета или способа представления условий и результата мотивирует на самостоятельное изучение темы. Школьники получают также эмоциональное удовлетворение от работы на уроке.
  3. Усвоение законов логики, которые используются для составления таких задач.
  4. Наглядность для формирования математических представлений.

Математика в школеМожно использовать готовые задания из сборников или придумывать свои. Высокий отклик в среде учеников находят задачи, где в условии фигурируют современные персонажи или же они сами.

Следует постоянно продумывать задания, которые вынуждают ребенка переводить один вид мышления в другой (слова, символы, предметы) и не применять шаблоны.

Как помочь школьникам в конструировании задач? ↑

Детям любого возраста нравится, когда созданная имя задачка или загадка никак не решается сверстниками. Используя эти знания, можно предлагать конструировать и математические задачи. При этом нужно, чтобы ученики не шли изначально ошибочным путем, что будет вызывать проблемы в восприятии условия одноклассниками. Можно предложить им следующий алгоритм:

  • продумать перечень объектов и субъектов;Логическое мышление у детей
  • составить в деталях описание события, которое ляжет в основу задачи;
  • убрать часть описания или исказить его;
  • сформулировать условие и вопрос задачи. При необходимости следует ввести дополнительное логическое условие;
  • проверить, не получится ли несколько ответов при одном условии.

Логическое мышление способствует тому, что ученики могут применять математику к реальным ситуациям и задачам из других предметов. Отсутствие стандартного подхода традиционно повышает уровень усвоения математических знаний и средний балл в классе.

Автор: Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление