«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Развитие критического мышления на уроках географии

География редко входит в список любимых предметов в школе. Уровень ее преподавания тоже часто оставляет желать лучшего. Между тем предмет изучения отлично подходит для развития критического мышления в подростковом возрасте. Общество заинтересовано в том, чтобы увеличилось число думающих людей. В процессе изучения географии можно дать не только основы влияния геофакторов на жизнь и деятельность мирового сообщества, но и позволить применять их с учетом личного опыта.

Сущность критического мышления ↑

Уроки географииОсновное отличие этого вида мыслительной деятельности от других заключается в том, что оно не просто взаимосвязано с другими психическими функциями, но и опирается на опыт человека. Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы происходило наложение новых знаний на уже имеющиеся и опыт.

Необходимо, чтобы индивид активно участвовал в процессе. Он может соотносить информацию с собственным опытом, составлять ассоциативные ряды.

Сама теория была разработана в США в прошлом веке. Ее основой является плотное взаимодействие учителя и учеников.  Другими отличительными чертами этого процесса являются:

  • любые доводы должны проверяться на практике;
  • индивид должен быть способен анализировать свое поведение и результаты осуществленных действий;
  • принимаются любые идеи в ходе обсуждения и способы их проверки;
  • важен не объем усвоенной информации, а умение ее применять;
  • ребенок не является приемником информации, он активный участник процесса.

Этапы процесса по теории критического мышления (ТКМ) ↑

Учителю географии следует изучить способы привлечения внимания и вовлечения в процессе дискуссии других людей. Это является основой для подключения критического мышления в образовательный процесс. Его развитие лучше начинать раньше, но даже в подростковом возрасте можно избежать формирования стереотипного подхода к ситуациям. Выделяют три основных этапа:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

Самая трудная стадия в процессе теории критического мышления – вызов. В ходе этого этапа необходимо вГеография учениках пробудить множество вопросов и интерес к теме из географии. Учителю необходимо дать возможность самим школьникам определить свои знания и пробелы. Происходить это может через своеобразное экспресс-интервью или мозговой штурм в начале дискуссии. На уроках следует менять инструменты, чтобы не было привыкания к ним. Эффект новизны дополнительно усилит стадию вызова. Основным итогом ее становится желание учеников определить, а как на самом деле обстоит ситуация в окружающем мире или в какой-то стране, с точки зрения географии.

На втором этапе дети работают с текстом. В качестве такого могут быть не только страницы учебника, но и видеоматериал, графика, физические и политические карты, информация, которую озвучивает преподаватель.

Затем учителю нужно выяснить, что из озвученного уяснили школьники.

Внимание! Ученики по теории критического мышления могут запомнить то, что считают нужным в соответствии со своим опытом и жизненными ценностями. Важно, чтобы эта информация была верной.

Особенности географических уроков с позиции ТКМ ↑

Чтобы побудить интерес к изучению предмета, учитель может использовать на стадии осмысления собственные наблюдения или фотографии. Чем больше материалов доступно для анализа детьми на уроках, тем лучше.

Организовать работу учеников можно следующим образом:

  • обсуждение темы в малых группах на основе предложенных материалов;
  • парные дискуссии;
  • прием перекрестного диалога;
  • на стадии рефлексии уместно делать сводные таблицы, писать эссе, заканчивать начатые учителем предложения.

глобусПрием парной дискуссии заключается в том, что необходимо выдвинуть два разных по содержанию мнения на вопрос, который задан учителем. Класс делится на две большие группы, чтобы приводить аргументы в пользу одного или второго мнения.

Многие педагоги стараются большую часть заданий по принципам критического мышления перенести на дом. Это позволяет создавать интересные и сложные модели географических явлений, поработать с картами и глобусом. В результате усвоенные знания являются более глубокими.

Для развития критического мышления в процессе изучения географических явлений и фактов можно предлагать:

  • создавать маршруты, которыми бы прошли ученики на месте первых или современных путешественников;
  • делать модели поверхности земли, воздушных масс и т. д.;
  • играть в гидов, которые рассказывают туристам о конкретном городе, стране или месте.

Что мешает адаптировать систему критического мышления?

Успешность включения теории критического мышления в процесс изучения географии зависит от многих факторов. Важно, какой психотип преобладает среди учеников. Если большая часть из них любознательны, стремятся все проверить на собственном опыте, то процесс происходит легче.

Медленнее и сложнее происходит развитие этого вида мыслительной деятельности, если наблюдаются:

  • отсутствие индивидуальных особенностей и обучения;
  • неумение и страх высказывать собственное мнение, сформированное другими учителями или родителями;
  • слабое развитие речи, максимальная ориентация на воспроизведение того, что было сказано, близко к тексту;
  • пассивное участие в процессе со стороны учеников или создание видимости деятельности на уроках;
  • страх или неумение работать в команде;
  • низкий уровень творческих способностей из-за низкой востребованности их на других предметах;
  • отсутствие у учителя понимания правил постановки мотивирующих вопросов. Это легко преодолеть, если для начала воспользоваться готовыми программами уроков, а затем действовать по аналогии.

Обратите внимание! Ученики не должны думать, что учитель самоустраняется в процессе обучения, перекладывая нагрузке по освоению знаний на них.

Обучение в старших классах ↑

ГеографияУровень критического мышления у старшеклассников выше. В то же время для них важнее определять для самих себя уровень знаний по предмету. Для тех, кто планирует связать свою дальнейшую жизнь с изучением географии особенно интересно понимать, где существуют пробелы.

Объем практикумов и практических заданий должен быть увеличен. Для индивидуального обучения можно предлагать работу на карточках. Задания могут быть созданы по общему принципу, но разные по условиям. Это позволяет не списывать друг у друга. Если же ученики увидят аналогию, то это хорошо. Это свидетельство того, что опыт помогает им делать правильные выводы.

Знания и опыт позволяют им моделировать поведение в зависимости от предлагаемой роли. Поэтому им нравится участвовать в освоении темы по методу РАФТ.  Процесс выглядит следующим образом:

  • учитель на доске пишет тему урока;
  • в ходе общей дискуссии предлагаются персонажи, которые могли бы помочь в раскрытии этой темы или связанные с ней;
  • каждый ученик выбирает себе персонажа, от имени которого будет писать работу.

Теория критического мышления предполагает, что контроль в устной или письменной форме все равно должен осуществляться.  Сложнее всего объективно оценивать задания. Проверить терминологию и корректность ее применения ­– проще всего. По остальным заданиям следует определить основные критерии, свидетельствующие об усвоении материала.

Чем чаще в процессе преподавания применяются методы ТКМ, тем больше у школьников формируются навыки, полезные не только для обучения в школе, но и в будущей работе.

Автор: Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление