«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Психолого-педагогическая оценка логического детского развития

Совершенствование интеллектуальных способностей детей начальной школы, младшего возраста – одно из самых приоритетных направлений российских обучающих программ. Стимулировать творческий рост способностей младших школьников целесообразно как в условиях стационарного образовательного процесса, так и в домашних условиях. Важный момент! Хороший результат возможен только при грамотно подобранных обучающих и развивающих методиках. А ведь чаще всего выходит так, что такие логические упражнения носят стихийный характер, вследствие чего оказывают прямо противоположный, ожидаемому, результат. Негативное воздействие так называемого, «доморощенного» обучения налицо – резкое снижение общих показателей развития творческого начала, пространного мышления учеников младших классов.

Кроме того, часто случается, что и ребята среднего и старшего школьного возраста сталкиваются с подобными проблемами – неумение воспользоваться простейшими приемами и навыками анализа и самоанализа, что весьма важно при личностном становлении молодого члена общества, неспособность сравнивать, синтезировать и правильно обрабатывать полученную информацию.

Специфика логики ребенка начальных классов ↑

Младшие школьники развитиеК тому периоду, когда малышу пришло время идти в первый класс, его интеллектуальные, психические способности и логическое мышление уже отличаются относительно высокими показателями и научно классифицируются как «выше среднего статистического уровня».

На любом возрастном этапе развития маленького человека происходит самораскрытие, какого – либо умственного процесса. Происходит активная стимуляция определенных участков головного мозга, отвечающих за  мышление детей, их способность к внешнему восприятию и анализу полученных сведений. Практически с первых лет жизни активно осуществляется процесс формирования принятия и понимания окружающего мира. Немного позднее (примерно с трех – пяти лет) подключается функция памяти, у детей дошкольного возраста накапливается первый собственный багаж знаний и личный жизненный опыт. У школьников младших классов стремительно развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять информацию, принимать первые взвешенные и самостоятельные решения.

На данном этапе умственного совершенствования прослеживается определенная, присущая практически каждому ребенку данного возраста, особенность: наглядно – абстрактное восприятие, до этого момента играющее первостепенную роль в процессе познания, перетекает в речевое  понятие. Именно поэтому для детей младших классов крайне необходимы занятия, направленные на адекватное формирование логического восприятия и мышления.

У школьников на данном этапе стимулирующее воздействие на интеллект и способность абстрактного понимания оказывают положительную динамику упражнения и дидактические материалы, которые обучают:

  • самостоятельно находить общие черты и взаимосвязи в окружающем ребенка мире и постоянно возникающих вокруг него ситуациях;
  • тренировать способности адекватного восприятия;
  • уметь на практике применять полученные теоретические навыки и приобретенные в процессе обучающего и общеобразовательного процесса, знания, правила и положения;
  • осуществлять самостоятельный анализ умозаключительных операций, таких, как, например: общее сравнение, группирование и выборочная классификация, обобщение полученных знаний, аналитический информационный синтез и пр.

Все вышеперечисленные навыки впоследствии окажут неоценимую услугу ребенку в процессе его личностного роста и интеллектуального формирования.

Обучающие факторы и условия ↑

Для эффективного развития и совершенствования  логического, абстрактного и творческого мышленияМладшие школьники развитие младших школьников, следует сформировать благоприятный микроклимат для педагогического обучения. Весь общеобразовательный процесс российских школ строится на основном принципе эффективного образования – найти в ребенке творческое начало и помочь всесторонне раскрыть все способности, которыми наделила ученика природа. Этого можно достичь лишь, когда педагог максимально учитывает мозговую специфику детей и их индивидуальные наклонности к чему – либо.  Обратите внимание! Успешному росту творческого потенциала младших школьников как нельзя лучше помогает разнообразие обучающих форм и интересных, поданных в игровой и непринужденно форме, методик. Рассмотрим наиболее действенные примеры образовательных заданий логическое мышление детей начальной школы:

  • упражнения, побуждающие к аналитическому размышлению, заставляющие детей думать – как правило, это математические задачи, шарады и цифровые ребусы (рекомендовано их применение не только на соответствующих уроках, но и в качестве коротких перерывов на интеллектуальных уроках, таких, как история, литература;
  • непосредственное общение и индивидуальные беседы между учителем и учеником – как в процессе обучения, так и в неурочные часы. В процессе таких встреч у младших школьников появляется шанс на личном примере взрослого, авторитетного для них человека отрабатывать навыки логического мышления и развития интеллектуальных способностей;
  • возможность делать сравнительный анализ ситуаций, предметов, явлений;
  • учиться искать принципиальные отличия среди общих признаков, выделять из них частное;
  • находить важные признаки, и отсекать несущественные детали и мелочи;
  • обобщать собранную информацию, грамотно ее классифицировать и впоследствии делать правильные выводы и суждения.

Успех личностной состоятельности детей этого возраста состоит в систематизации и обеспечении комплексного подхода к системе обучения, а начальные классы – лучшее время становления и стремительного роста логического мышления учеников.

Задания, активизирующие мозговую активность ребят начальной школы ↑

Тематические упражнения для детей младшего школьного возраста характеризуются следующими тематическими направленностями:

  • на развитие аналитики и глубокого синтеза (рекомендовано проводить в игровой форме) – развивающие пазлы, мозаика;
  • на нахождение отличительных признаков предмета;
  • на опознавание предмета по предложенным характеристикам и особенностям;
  • на умение разделять и классифицировать предметы по общим свойствам, либо, напротив, по отличительным элементам и признакам;
  • на отсекание и выделение лишних предметов;
  • на воспитание навыков углубленного сравнивания по множественным показателям и характеристикам;

Особенно эффективно работают в процессе стимуляции логического мышления учащихся начальной школы нетипичные задания на образное рассуждение им объемное восприятие.

Кубик рубикКроме упражнений арифметической направленности целесообразно применение игровых головоломок по принципу «Кубик Рубика» — они не только развивают моторику детей, но и способствуют всестороннему интеллектуальному восприятию ситуации. Это станет неплохим подспорьем в процессе обучения в рамках школьной общеобразовательной программы, поможет  легче усваивать новый учебный материал.

Следует отметить, что перечисленные выше игровые и обучающие методики, направленные на стимуляцию логического мышления учащихся начальных классов, можно со временем поэтапно усложнять и результат не заставит себя долго ждать, делая процесс познания ребенком окружающего мира простым, захватывающим и многогранным.

Условия становления интеллектуального восприятия ↑

С развитием темпов общественного роста личности  меняются в сторону роста  требования к подрастающему поколению. Если раньше для интеллектуально образованного и креативно мыслящего человека было достаточно лишь базовых знаний из школьной программы, то сейчас стандарты уже не те. Согласно последним маркетинговым  исследованиям в области детской психологии размер необходимых полезных знаний и навыков увеличивается в геометрической прогрессии на 90% каждые 10 лет. Следовательно, чтобы наши дети шли в ногу со временем, тренировать и развивать способность быстро мыслить и принимать нестандартные решения необходимо начинать уже на этапе начальной школы. По этой причине стремительно набирает популярность такая форма обучения ребят как развивающая функциональность.

Само по себе простое накопление знаний, без умения размышлять – практически не эффективно. Именно осмысленные сведения, грамотно обработанные, прошедшие самоанализ и синтезное сравнение обеспечат достойную базовую закладку для формирования гармонично развитого человека.

Младшие школьники развитиеНаглядность, как один из основных методик общеобразовательного обучения не всегда полезна, поскольку парализует тягу к логике и самоанализу, лишает опыта личностной переработки информации и создания собственных мнений и ситуативных представлений, без которых невозможно пространное и образное мышление у учащихся начальных классов. По мнению психологов, именно трудности в процессе познания считаются отправной точкой для раскрытия внутреннего психологического и интеллектуального потенциала маленького человека.

Таким образом, познавательная мотивация – градообразующий фундамент объективного понимания ситуации, в большинстве случает определяющей многие сферы жизнедеятельности не только юного школьника, но и взрослого человека. А тяга к познавательной деятельности – переводит в теоретическую психологию практическую сферу, в стремление узнать и осмыслить что — то неизвестное, воспитывает у ребенка любовь к наукам и пробуждает интерес к учебному процессу.

Автор: Буланая Марина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление