«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Онтогенез и мышление

Важной составляющей психического развития человека является его мышление. Без него невозможна социализация человека. На протяжении всей жизни существуют возможности для улучшения работы мышления. Чтобы убедиться, что развитие ребенка происходит без отклонений, в психологии принято отслеживать преобразования в мыслительной деятельности по фазам онтогенеза.

Онтогенез и его взаимосвязь с мышлением ↑

Мышление в психологииОнтогенезом в науке принято понимать весь процесс жизненного цикла человеческого организма. Иными словами, вся жизнь человека от рождения до смерти –это онтогенез.

Важно! Мышление как высший познавательный процесс не существует отдельно от речи, восприятия и других психических видов деятельности.

В процессе мышления происходит отображение реальной действительности, в результате чего человек получает теоретический и практический опыт.

Почему мышление меняется в зависимости от этапа онтогенеза?

  • совершенствуется и развивается нервная система человека;
  • индивид получает больше опыта и знаний, в т. ч. в процессе социализации;
  • в зависимости от возраста меняются социальные роли человека, что позволяет создавать новые выводы и умозаключения;
  • накапливается словарный запас и развивается речь;
  • формируются познавательные способности для оперирования образами, а не только понятиями.

Даже по письменной речи можно понять, к какому уровню онтогенеза относится человек.

Признаки мышления ↑

Основная задача мыслительной деятельности – помочь выявить связи между объектами, чтобы принять правильное решение по выбору действия. Это позволяет ориентироваться в пространстве и окружающей среде. Данный процесс всегда подразумевает активность. Его задача найти решение возникшей проблемы. Дополнительными признаками мышления следует считать:

  • опосредованный характер – с помощью понятий и суждений человек передает знания другим поколениям о событиях, которые с ними никак не связаны напрямую;
  • социальная обусловленность – без взаимодействия с другими людьми, без использования речи и социального опыта невозможно формирование данного психического процесса;Мышление в психологии
  • обобщенность – различные предметы и явления с помощью мыслительной деятельности можно обобщить по разным основаниям, что позволяет формировать бесценный опыт;
  • целенаправленность – мышление всегда является ответом на внешнее воздействие и призвано достичь какой-то цели;
  • произвольность – формирование суждений умозаключений может идти по индивидуальному сценарию;
  • тесная взаимосвязь между сознанием и бессознательным, т. к. мышление является результатом системной реакции мозга на ситуацию.

Среди видов мышления можно выделить:

  • словесно-логическое;
  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное.

Они определяются тем, от чего отталкивается в своих суждениях человек больше.

Основные стадии онтогенеза ↑

Изучающие проблемы развития мышления чаще всего опираются на работы Ж.Пиаже.  Ученый считал, что процесс совершенствования мыслительной деятельности происходит самостоятельно и имеет определенные закономерности. Индивидуальные сдвиги вследствие большего опыта допустимы. Ведь появление речи тоже у каждого человека начинается в разном возрасте. Отклонения не очень значительны.

В процессе совершенствования познавательной деятельности человека Пиаже выделил следующие этапы:

  • до достижения 2 лет – стадия сенсомоторных операций;
  • с 2 до 7 лет – стадия дооперационального интеллекта;
  • с 8 до 11 лет – стадия конкретных операций;
  • с 12 до 15 лет – стадия формальных операций.

Каждая стадия имеет определенные характеристики, где главными выступают элементы речи и действия ребенка.

Мышление на стадии сенсомоторных операций ↑

Кроха не способен воспринимать себя как отдельный субъект в окружающем мире. Он отождествляет себя с членами семьи или другими людьми. Весь мир для него состоит из ощущений. Выбирая нужное действие, он ориентируется на них. Для стадии также характерно:

  • восприятие сенсорных операций;Мышление в психологии
  • развитие двигательных структур;
  • освоение речи;
  • формирование первых навыков;
  • отсутствие представлений.

Внимание! Важно в возрасте до 2 лет привить малышу умение разбираться с предметами и группировать их. Это произойдет в любом случае, но опоздание в освоении приводит к задержке мышления на других стадиях.

Ребенок стадии доооперационального интеллекта ↑

Малыш на данном этапе онтогенеза существенно преображается. Вместо беззащитного ребенка появляется яркая личность. До пяти лет нет комплексных суждений, они носят частичный и категоричный характер. Выстроить цепочку событий малышу еще тяжело.

Признаками новых мыслительных действий являются:

  • сформированная речь;
  • представления преобразуются в мысли;
  • с 6 лет активизация образного мышления;
  • в речи очень много эгоцентричных конструкций, ребенку тяжело интерпретировать ситуации, где нужно оперировать разными позициями;
  • отсутствие способности доказывать и аргументировать.

Эгоцентризм присущ любому возрасту ребенка, но проявляется по-разному. Он заставляет детей концентрировать свое внимание на отдельных объектах. Поэтому не должен вызывать сопротивление у окружающих и особенно родителей. Развитие мышления в онтогенезе многие исследователи изучают именно по признакам эгоцентризма.

Особенности освоения конкретных и формальных операций ↑

Логика в возрасте 8–11 лет еще нуждается в подкреплении наглядными образами, что отражается в речи. В целом дети уже способны:

  • строить рассуждения;
  • делать корректные выводы;
  • выстраивать длинные цепочки связей между объектами;
  • пользоваться свойствами обратимости, когда запоминаются исходные данные об объекте, к которым нужно вернуться в процессе решения задачи или построения мысли;
  • проводить операции сериации, т. е. ребенок может расположить объекты по цепочке с учетом взаимосвязей между ними;
  • видеть неизменное в условиях меняющейся среды, например, пересыпание песка из одной емкости в другую (понимают, что объем не поменялся);
  • классифицировать предметы по различным основаниям.

Мышление в психологииПодросток характеризуется резкими переменами в характере, поведении и настроении. Гормональные изменения сказываются и на мышлении. Ему может быть тяжело формировать ранее привычные суждения. Ухудшение памяти сопровождается потерей из речи каких-то сложных понятий.

Последняя стадия детского онтогенеза формирует логическое мышление окончательно. У этой возрастной группы появляется склонность к теоретизированию. Им часто хочется создавать собственные концепции. Подросток прибегает к способности мыслить как взрослые.

Утрачивается необходимость прибегать к конкретным объектам. Наглядно-образное мышление становится вторичным, а наглядно-действенное – выходит на первый план.

В дальнейшем можно считать, что мышление является сформированным. Идет только его развитие в плане обогащения знаниями и опытом, чтобы мысли были сложнее, а выводы корректнее.

Развития мышления по П.Гальперину ↑

Популярной классификацией этапов онтогенеза является теория П.Гальперина. Он выделял пять стадий:

  • формирование ориентира-основы будущего действия;
  • умственное действие через практическое освоение;Мышление в психологии
  • освоение заданного действия без использования предмета;
  • отказ от внешней речи;
  • действие переходит из сферы сознания в область умений и навыков. Все действие просчитывается внутри.

Если на ранних стадиях развитие мышления больше связано с предметной деятельностью, то впоследствии оно преобразуется. Ребенку не нужны предметы, чтобы оперировать ими для формирования суждений.

Действие преобразуется с возрастом по следующим параметрам:

  • уровень выполнения;
  • степень обобщения;
  • полнота выполняемых операций;
  • уровень усвоения действий или знаний.

Обретение логических навыков и совершенствование речи требует специальных занятий. В то время как основные мыслительные действия формируются самостоятельно. Если мозгу не давать почву для развития, то мышление способно упрощаться.

Очевидно, что основные этапы роста мыслительных процессов происходят в детском возрасте. После 15 лет человек уже оперирует всем арсеналом инструментов, которые предусматривает психический процесс. На каждой стадии требуется предоставить возможность ребенку самостоятельно действовать, чтобы он приобретал ценный опыт. Для этого его окружающая среда должна быть наполнена нужными по возрасту предметами, игрушками или книгами.

Автор: Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление