«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Мнемотехника в развитии ребенка — описание и принцип действия

В греческой научной терминологии понятие мнемотехника означает умение запоминать информацию с помощью системы методов, облегчающих этот процесс, стимулирующих работу головного мозга и концентрацию внимания, а так же способствующих значительному  улучшению памяти. И хотя эта методика достаточно древняя, уходящая корнями в прошлые века, она и сегодня не утратила своей актуальности. Нейропсихологи многих стран с интересом изучают скорость восприятия человеком точных сведений, и коэффициент времени, затраченный на их обработку.

Детская мнемотехника — краткое описание и предназначение ↑

МнемотехникаПрактически с момента своего рождения маленький человек сталкивается с огромным количеством информации, не всегда понятной и сложно понимаемой, если брать во внимание ограниченность детских возможностей. Ведь мало кто в дошкольном возрасте сможет похвастаться умением воспринимать окружающий мир с помощью интеллектуального восприятия – беглое, осмысленное чтение, умение писать.

Обратите внимание! Именно на этом этапе взросления логического развития внимания малыша, когда отдел головного мозга, отвечающий за обработку и хранение полученной информации, еще не справляется с таким ее потоком, особенно важно вовремя помочь своему ребенку. Тематические игры и специальные методические упражнения будут  полезны для развития ассоциативного внимания и запоминания окружающей информации.

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления, весьма активно применяется как воспитательная программа во многих детских учреждениях. Она дает хорошие результаты не только как элемент развития памяти в дошкольном возрасте, но и психической коррекции – в тех случаях, когда отдел головного мозга, отвечающий за полноценное функционирование мышления тренировки памяти, явно отстает в своем развитии.

Способы детского запоминания ↑

В старшем дошкольном возрасте у ребенка, как правило, уже накоплен ощутимый словарный багаж, однако, эффективно воспользоваться им и изъясняться в грамотной словоформе, он еще не может. Отсюда и возникают ситуации с заиканием, когда пробуя высказаться, малыш просто не умеет подобрать нужные слова – в данном случае речевой аппарат и отдел мозга, обеспечивающий подачу информационного сигнала, не работают в тандеме и возникает дисбаланс.

Осмыслить все, что вокруг него происходит, ребенку помогают следующие основные принципы мнемотехнического запоминания:

  • карточное приложение – в форме игры детям предлагают составить подробное описание нарисованныхМнемотехника предметов (такие упражнения заставляют отдел мозга концентрироваться, происходит развитие логического мышления и направленная стимуляция внимания);
  • приложение для развития памяти с помощью стихотворения – в процессе игры необходимо его выучить посредством карточной аналогии, когда каждой строчке произведения отводится определенная картинка (в дошкольном возрасте такие игры и упражнения вызывают повышенный интерес и оказывают стимулирующее воздействие на развитие памяти и визуального предметного запоминания);
  • игры на логику – упражнения направлены на тренировку мозговой активности, когда задействуются все его основные отделы. Это более сложное мнемотехническое приложение, когда задание усложняется, и к рисункам на карточках добавляют тематические предметы, предложив детям сгруппировать их.

Внимание! Если малыш без труда справился с поставленной задачей, можно запустить обратные упражнения: попросить его  обыграть рисунками и имеющимися вокруг него предметами ваш рассказ о чем – либо, находящемся в зоне непосредственной видимости. Надо сказать, что дети в дошкольном возрасте, как правило, охотно реагируют на подобные игры и с удовольствием в них участвуют.

Принципы в работе с мнемотехникой ↑

Основные правила, рекомендуемые для выполнения с детьми в дошкольном возрасте:

  • все упражнения проводить по следующей схеме – начинаем с элементарных картинок, и постепенно применяем более сложные цепочки и логические головоломки;
  • все изображения, с помощью которых будут даваться задания, должны быть яркими и красочными – только так можно увлечь и заинтересовать малыша;
  • количество картинок должно быть ограничено – желательно, чтобы игровое приложение содержало не более 9 иллюстраций, поскольку именно такой объем способен воспринять отдел мозга ребенка в дошкольном возрасте;
  • не использовать единовременно несколько мнемосхем, избегать их регулярного повторения;
  • желательно периодически менять тематический аспект иллюстраций – это дополнительно стимулирует развитие визуального мышления и детской логики.

детиЕсли ребенку, по каким — либо причинам, показаны занятия подобного рода, очень важно, чтобы их проведение не ограничивалось только рамками воспитательных учреждений. Помощь родителей и грамотно проведенные домашние занятия с применением мнемометодики будут весьма полезны.

Применять подобный опыт дома совсем не сложно. Можно, например, попросить малыша самостоятельно изобразить на бумаге особенно яркие впечатления его дня – то, что больше всего запомнилось или заинтересовало чадо. Предложите ему прокомментировать события.

Регулярное выполнение таких заданий помогает задействовать мозговой отдел, отвечающий за логическое развитие и формирование детской памяти. Будет полезно заняться этим в преддверие начала школьных занятий, ведь с наступлением первого в жизни ребенка учебного года, у него, кроме ощущения праздника и собственной взрослости появится масса трудностей при знакомстве и притирке в новом коллективе среди одноклассников. Чем понятней и грамотней он будет общаться со своими сверстниками, тем скорее обретет новых товарищей, будет непринужденно и уверенно ощущать себя в любых проблемных ситуациях, по возможности обходя их и сглаживая острые углы внутренних детских конфликтов и бытовых неурядиц.

Автор: Буланая Марина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление