«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Логическое тестирование дошкольников

Процесс познания окружающего мира осуществляется посредством аналитики происходящих событий, синтезирования  увиденной (услышанной) информации. Мышление – лучший способ понимания, а, следовательно, самообразования и самостоятельного обучения ребенка в полном смысле этого слова. Уже в самом юном возрасте малыш не просто воспринимает увиденные картинки, он их анализирует, осмысливает, происходит подсознательная оценка накопленного багажа знаний, происходит личностное развитие ребенка.

Для чего необходимо детское тестирование ↑

Тесты на мышление у детейСтремление к пониманию образного мышления человека уходит корнями в далекое прошлое. С давних времен человечество задумывалось о некой идеальной модели визуального познания увиденной картинки окружающего мира, умения мыслить и рассуждать правильно.

Важнейшей задачей логики ребенка в дошкольном возрасте считается накопление познаний, о каком — либо предмете (явлении), независимо от природы его происхождения. Причем это касается не просто чего – то абстрактного, что подлежит изучению и исследованию в ВУЗах, а и о том, что называют народной мудростью, базирующуюся на умении правильно рассуждать и подытоживать ситуацию, но и, соответственно, адекватно реагировать на нее.

Тесты на проверку образного мышления ребенка в дошкольном возрасте помогут определить:

  • насколько развито и соответствует возрасту умственное развитие малыша;
  • уровень визуального и образного восприятия ситуации;
  • способен ли человек в дошкольном возрасте наглядно продемонстрировать правильность принятия им решений в зависимости от обстановки;
  • в какой степени умозаключения ребенка, его логическое мышление совпадают с реальностью;
  • способен ли он совершать обдуманные поступки соответственно сложившейся ситуации.

Ответы, данные дошкольником на подобную тематику вопросов, имеют большое значение, так как мышление можно и нужно тренировать в повседневной жизни, обеспечивая тем самым интеллектуальное развитие в раннем возрасте.

Разновидности детского тестирования ↑

Существует несколько общепризнанных методик выявления психологической развитости и умственной состоятельности дошкольников. Их условно классифицируют на следующие группы по целевой направленности:

  • исследование внимательности ребенка, уровень образного и визуального восприятия предложенной картинки – методика ориентирована на возрастную группу 4-7 лет и помогает определить находчивостьТесты на мышление у детей и быстроту реакции маленького респондента. Предложение посмотреть картинки и найти несколько различий при их, на первый взгляд кажущейся идентичности, позволит увидеть, насколько быстро он справится с заданием за определенный период времени – чем больше найдено отличий, тем выше оценочный балл;
  • задание на чувство произвольной внимательности – дошкольников просят нарисовать карандашами несколько геометрических фигур, затем заштриховать их в определенной математической последовательности. Важный момент – просьба озвучивается строго один раз, и насколько точно ее понял тестируемый, станет понятно по результату;
  • задание на наблюдательность – в раннем возрасте дети охотно идут на психологический контакт посредством игр, такая форма общения позволяет легко наладить контакт ребенка и взрослого. Малышу предлагается найти вокруг себя предметы, имеющие на его взгляд, что — то общее (например, форму или цвет);
  • исследование памяти – озвучивается фраза из нескольких простых предложений, чем точнее будущий первоклассник сможет ее повторить, тем больше баллов он получает.

Методика Керна – Иирасека ↑

На сегодняшний день эта методика считается одной из самых популярных и востребованных наборов психологических заданий  по детской психологии для проверки образного мышления дошкольников, наглядно показывающая его интеллектуальное развитие, уровень визуального восприятия предлагаемой картинки, умения сделать правильное логическое обоснование и выводы.

Методика состоит из трех индивидуальных заданий для ребенка:

  • презентация фигуры человека;
  • повторить фразу или маленькое предложение;
  • скопировать несколько, вдоль или поперек расположенных недалеко друг от друга, точек.

Для работы с дошкольником будут необходимы:

  • цветные карандаши;
  • бумага;
  • наглядно оформленная презентация (картинки с фразами – заданиями и точками).

Тесты на мышление у детейПервый этап. На листе бумаги дошкольником рисуется фигура человека (мужчина или женщина, неважно) так, как он это видит и умеет. Обратите внимание! Здесь первостепенна не художественная ценность нарисованной малышом картинки – важно наличие образного восприятия, визуального моделирования и мышления, наглядно продемонстрированного в процессе творчества.

Второй этап. Когда работа над рисунком будет закончена, его следует перевернуть, а ребенка попросить переключить внимание на картинки (в раннем возрасте дети способны быстро переориентировать интерес с одних предметов на другие). На карточке маркером заготовлена фраза, но поскольку в дошкольном возрасте мало кто умеет писать, нужно предложить малышу попробовать срисовать увиденное.

Заключительный этап – внизу листа ребенка просят срисовать расположенные в определенном порядке (как на карточке) точки.

Оценка образного мышления, интеллектуальное развитие, способность наглядно показать качество визуального ориентирования осуществляется по пятибалльной системе, но с точностью до наоборот – лучшая отметка – 1, худшая, соответственно – 5.

Суммарная оценка уровня логического мышления в раннем возрасте наглядно показывает, соответствует ли развитие малыша требованиям готовности к школе. Система Керна – Иирасека наглядно демонстрирует диапазон пространственного восприятия действительности, способности визуального копирования и образного мышления и развития пространственной моторики.

Работа над совершенствованием  детского мышления ↑

Тесты на мышление у детейУмственное развитие в дошкольном возрасте хоть и неотделимо от речевых рефлексов, имеет наглядно — логическое действие визуального спектра реагирования. Однако его содержание еще весьма ограничено, а проявления образного характера несовершенны и малозначительны. В эти годы развитие мозговой деятельности очень активно, наглядно это проявляется повышением интереса визуального восприятия действительности, дети охотно рассматривают и комментируют картинки и иллюстрации, а их логическое совершенствование стремительно набирает обороты.

Малыши проявляют активный интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, чем наглядно обнаруживают всплески образного мозгового понимания и стремятся к логическому объяснению всего, что привлекло их внимание. Их рассуждения обретают связный характер, и теперь самое время увлечь свое чадо интересными загадками, головоломками и ребусами.

Психологические задачи и тесты помогают выяснить ряд важных моментов умственного состояния детей, изучить познавательные способности маленького человека – возможности концентрировать внимание, образного понимания и анализа всего вокруг происходящего, интеллектуальных способностей и пр.

Автор: Буланая Марина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление