«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Классификация мышления: виды, формы, описание и развитие

Мышление является функцией головного мозга и важной составляющей интеллекта человека. Благодаря мышлению мы способны обобщать отражаемую действительность, представлять не только внешнюю сторону предмета, но и внутреннее его содержания и функции. Можем представлять предметы во время их отсутствия и предвидеть их изменения во времени. Но далеко не каждый из нас задумывается о том, что насколько объёмно это понятие. Классификация мышления обширна, и понимая ее можно добиться развития нужного ее вида.

Мышление по содержанию ↑

Одна из классификаций видов мышления, это по ее содержанию, различают:

  • абстрактное или словесно-логическое мышление;
  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное мышление.

Виды мышленияМышление и логика неотъемлемо связаны между собой, поэтому процесс мышления часто называют логическим. По сути, логическое мышление — это все тоже, но лишь с использованием в своих умозаключениях логической связи, рассудительности и доказательности.

Словесно-логическое или абстрактное мышление позволяет размышлять, о чем либо, при этом абстрагироваться от деталей, а рассматривать ситуацию в целом. То есть при словесно-логическом мышлении все мелочи и детали становятся вторичными и внимание к ним не приковано. Наличие абстрактного мышления дает возможность находить неординарные решения той или иной ситуации. Характеристику логической стороны можно рассмотреть на таком примере. Человек получает какую-то информацию из одного источника, добавляет к ней другую, собственную или возможно, еще чью-то, суммирует в голове это все и делает логический вывод. Подводя итоги и анализируя полученную информацию, человек получает в итоге словесно-логическую картинку с собственной характеристикой.

Также словесно-логическая форма относится к самым поздним в развитии, относительно других форм. Начинает формироваться в возрасте от семи лет. Считается, что словесно-логическая или абстрактная форма не присуща животным, а только людям.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предмета. Происходит реальное преобразование ситуации и выполнение двигательного акта. Другими словами, это вид Логика и мышлениемышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Эта форма характерна для детей в возрасте до 1,5-2 лет.

Наглядно-образное или творческое мышление. В этом случае ситуация преобразовывается в план образов. Свойственно наглядно-образное мышление творческим людям, художникам, писателям, модельерам. Также его проявления выражаются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами, но с годами логическая составляющая процесса в большинстве случаев начинает доминировать. Пика своего развития эта форма достигает в дошкольном возрасте от трех до семи лет.

Главным моментом здесь является наглядность, не нужно ощущать представляемый предмет в руках, но его нужно увидеть. Эта форма присуща и обычным взрослым людям, без творческих наклонностей, просто менее выражено. Например, пользуемся мы этой функцией в момент ремонта, когда, еще не начав его, уже четко себе представляем, как будут выглядеть обои, как будет стоять мебели и какого цвета будет тот или иной предмет.

Мышление по характеру задач ↑

Эта классификация разделяет мышление на:

  • практическое;
  • теоретическое.

Теоретическое мышление, его характеристика в познание законов и правил. Оно отображает существенное в Логика и мышлениеявлениях, объектах и т.д. Такая форма мышления была присуща Мендилееву, примером этому стало его открытие Периодической системы. В этом случае происходит обобщение абстрактных понятий.

Практическое мышление — это физическое преобразование действительности. Как правило, эта форма считается более сложной, так как часто разворачивается при таких условиях, где проверить гипотезу не представляется возможным.

Другая классификация ↑

Виды мышления в психологии по оригинальности и новизне, разделяют на такие формы:

  • репродуктивное, в этом случае решение задач или тех или иных ситуаций происходит уже известным путем или способом. В этом случае человек не будет использовать новых алгоритмов и суждений, а пойдет уже по проторенной дорожке;
  • продуктивное для этой формы мышление характерен творческий потенциал и интеллектуальные способности человека. Для решения вопроса в этом случае человек использует собственные знания, то есть обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности. Характеристика такого вида выйдет за пределы фактов и привычных связей. Мозгом будет использоваться интуитивная и креативная составляющая интеллекта человека.

Логика и мышлениеТакже выделяют такие формы как аналитическое или интуитивное мышление. В первом случае описывается мышление, развернутое во времени, с четкими границами и этапами. Интуитивная форма характеризуется обратным, она свернута во времени у нее нет этапов, и представление о ситуации возникло в сознании.

Максимальное развитие и прогресс мышления припадает на школьные годы, когда ученику приходится решать большое количество различных задач и искать ответы на разные вопросы. Даже масса мозга увеличивается в три раза к шести годам, по сравнению с ее массой в первый год жизни. Это связано с интеллектуальным развитием и черпанием большого количества информации.

Логика и ее отсутствие в мыслительных процессах ↑

Фрейд рассмотрел процесс мышления немного по-иному и пришел к выводу, что далеко не всегда эта функция связана с логикой, откуда и появилось понятие как нелогический мыслительный процесс. Чтобы наглядно объяснить характеристику этого понятия, приведем такой пример. Многие опытные маркетологи, часто используют в рекламных материалах способы, которые воздействуют на отсутствие логики. Вот, например, следующий текст объявления: » одаренные люди чистят зубы пастой «Колгейт». Такой несуразный текст на первый взгляд имеет свою цепочку, на которую рассчитывают маркетологи, она следующая:

  • одаренные люди чистят зубы пастой «Колгейт»;
  • я чищу зубы пастой «Колгейт»;
  • следовательно, я — одаренный человек.

Вот такая взаимосвязь на подсознательном уровне возникает у немалой части людей и эта на первый взгляд Логика и мышлениебессмыслица работает. На сегодняшний день, педагоги встревожены ситуацией развития именно логики у подростков, так как нелогическая форма восприятия действительности проявляется значительно чаще. Вследствие этого, человек, которые не может логически мыслить, может быть легко обведен вокруг пальца мошеннической пропагандой или рекламой, один из самых незамысловатых примеров приведен выше.

Относительно нелогичности и мошеннической рекламы, хотелось бы кратко привести еще один пример. Человеку приходит письмо, в котором указано, что он выиграл определённую сумму денег либо ценный приз, но чтобы его получить ему осталась совсем малость приобрести товар компании, которая проводила эту акцию, и он стал счастливчиком. Многие люди даже не обратят внимание на подобные письма, но есть часть людей, которые свято будут верить в свой выигрыш, у них не срабатывает логическое размышление, например:

  • я не играл ни в какие лотереи, откуда пришло это письмо?
  • почему, если я такой удачливый, уведомление приходит без официальных штампов, печатей и подписей?
  • зачем, если я уже выиграл, мне еще что-то приобретать, здесь в чем-то кроется обман?

И таких нелогичных моментов очень много, но весь этот маркетинговых ход рассчитан как раз не на логику, а на ее отсутствие и избыток чувств и эмоций.

В таких случаях, психологи рекомендуют развивать критическое мышление. Для этого, перед принятием какого-либо решения оперировать в первую очередь логикой и лишь после подключать эмоции. Это проблема многих, особенно женщин, пожилых людей и детей, где на первый план выходит эмоция, а не логика. Следующие рекомендации:

  • научитесь отличать суждения, основанные на эмоциях и на логике;
  • взвешивайте все за и против, перед принятием решения;
  • обращайте внимания на несоответствие информации того, что вы видите и о чем вы слышите;
  • не спешите с принятием решения, если у вас есть сомнения.

Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, у вас будет большая вероятность того, что вы не будете обмануты непорядочными людьми. Это касается абсолютно разных сфер жизни, начиная от рекламной пропагандой на улице или в магазине, заканчивая мошенническими махинациями в крупных объемах.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой, они даже переходят из одной формы в другую. Так, например, работа с таблицей, графиком или схемой, задействует сразу несколько мыслительных процессов: наглядно-образный и словесно-логический. И так происходит во всех сферах деятельности. Развитие всех этих процессов важная составляющая обучения и интеллектуального роста ребенка и взрослого человека.

Автор: Складаная Юлия

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление