«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Детское мышление – коротко о важном

Появляясь на свет, мы лишены возможности мыслить и адекватно воспринимать окружающую ситуацию. Чтобы оценивать поступающую из внешнего мира информацию, нужно накопить определенный багаж интуитивных и прикладных навыков, подкрепленных  рефлексом памяти. Лишь спустя год после рождения у маленького человека начинает формироваться и эпизодично себя проявлять первые признаки наличия логического понимания.

Умение мыслить – уникальная способность мозгового центра, способная находиться в фазе постоянного развития и совершенствования посредством умственной, физической и творческой деятельности личности.

Специфика детского мышления ↑

Мышление у детейГлавным требованием, при котором развитие мышления у детей дошкольного возраста дает желаемый результат, является целевая направленность — как воспитательном, так и в обучающем аспекте работы с ребенком. Под влиянием игрового творческого обучения дети получают первые практические навыки осмысленного владения своими поступками и действиями, а так же словесными высказываниями и правильно поставленным речевым аппаратом.

Обратите внимание! Именно в дошкольном возрасте малыш впервые начинает решать без посторонней помощи – сперва  элементарные, а впоследствии и более трудные задачи, начинает осознанно воспринимать требования родителей и соответственно, адекватно на них реагировать. И чем грамотней и методичней мы, взрослые, своими поступками, поведением и личным примером и отношением к жизни развиваем у ребенка способность логического, образного и творческого мышления, тем скорее он научится словесно обыгрывать ситуацию и свободно доносить свои мысли окружающим. Стоит отметить, что умение легко  общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками, сделает жизнь маленького человека комфортнее  и увереннее.

Развитие образного мышления проявляется в планомерном расширении мысленного наполнения мысли, в последовательной цепочке ассоциативных форм и методов мозговой деятельности и их способности приспосабливаться  к мыслительному функционированию и его совершенствованию по мере личностного формирования малыша.

Дошкольная логика – принципы развития ↑

Согласно проведенных исследований, ребенок в возрасте 5-6 лет начинает проявлять особенностиМышление у детей логического умозаключения, когда он способен словесно выражать свои чувства и эмоции. Если в этот момент понаблюдать за поведением дошкольников, можно отметить ярко выраженное проявление образного озвучивания логического понимания  происходящего вокруг него.

Чаще всего в таком возрасте имеют место однозначные проявления логического объяснения суждений, когда явно выражено словесно ограниченное поведение образного мышления дошкольников. Однако, нередка и более расширенная специфика рассуждений, то есть, уже в раннем  возрасте дети способны вполне однозначно выражать свои суждения и мысли посредством логически понятных взрослому человеку умозаключений, достаточно емко выражающих причинные связи и отношения событий и действий.

Спустя немного времени можно так же заметить, что в лексиконе дошкольников происходит некое логическое обобщение образного мышления, в процессе которого наблюдается слияние образного визуального понимания происходящего, подкрепленное словесно обоснованными выводами и трактовкой увиденной (услышанной) информации.

Если в раннем возрасте речевой аппарат маленького человека как бы вплетается в череду происходящих вокруг него событий, то в процессе взросления к одному и тому же понятию могут быть применены разные по смыслу, но словесно похожие особенности логического обоснования происшедшего. Так начинают складываться и формироваться творческое восприятие действительности, способность образного понимания, закладывающего личностные особенности характера и специфику поведения дошкольников в обществе.

Мышление у детейПоследующая динамика роста и самосовершенствования  детского творческого потенциала, накладывающего положительный отпечаток на словесно – поведенческие функции и психосоматические особенности памяти ребенка, находит свое проявление в тандеме мозгового и речевого взаимодействия, когда словесно выраженное обоснование событий соответствует действительно происходящему вокруг. Регулярно проводя целевое творческое занятие в садиковых группах дошкольников и в дома, мы, таким образом, развиваем внутренний потенциал отделов детского головного мозга, отвечающего за развитое и формирование памяти, накопления базового потенциала информации и способности ее правильного восприятия и осмысления.

Особенности и специфика детского мышления ↑

Когда мы развиваем (как самостоятельно, так и, прибегая к помощи специалистов) творческое и логическое начало  у детей дошкольников, стараясь выявить личностные особенности образного поведенческой трактовки происходящего, предлагая словесно – обучающий материал, мы стараемся максимально стимулировать участие в процессе обучения образного восприятия окружающего мира.

Важно понимать! Логическое ситуативное понимание дошкольников чаще всего находит свое проявление в ситуативных ассоциациях и носит непосредственный характер образного видения события, когда на первый план выходят особенности восприятия, когда словесно выраженная формулировка целиком соответствует реально происходящему вокруг.

Основные отличительные особенности образного логического мышления детей – дошкольников:

  • способность адекватно воспринимать увиденное (услышанное);Мышление у детей
  • возможность самостоятельно решать наглядно – действенные упражнения среднего уровня сложности, когда посредством игровых коммуникаций мы эффективно развиваем творческое начало ребенка, личностные особенности характера посредством визуального восприятия действительности;
  • воспитание словесно – рефлекторного функционирования отделов головного мозга, отвечающего за моторику и взаимосвязь речевого и визуального сегментов мышления;
  • попытка выйти за пределы личностного информационного накопления с целью обработки сторонних событий и ситуаций извне – как правило, у дошкольников уже сформировано умение собрать воедино и грамотно обобщить полученные факты, осмыслить и словесно обосновать свое отношение к собранной информации. Важно! Если на данном этапе обучения мы еще и подтолкнем ребенка к верным действиям, то мы, тем самым, развиваем в нем поведенческий рефлекс грамотного реагирования на окружающие события;
  • процедура переключения логического внимания – посредством словесно представленной трактовки происходящего мы развивает у ребенка ситуативное понимание действительности. В этом случае он может из массы фактов и событий выделить наиболее весомы и значимые, являющиеся доминирующими при правильной  оценке происходящего и принятия правильных решений, либо совершения верных поступков;
  • развиваем любознательность – в раннем возрасте детей обычно живо интересуют глобальные вопросы типа: почему идет дождь, почему бывает ночь и пр. Если ребенок нормально развивается – если его творческое начало и особенности развития соответствуют возрастным критериям, то, как правило, вслед за озвученным вопросом непременно следует детский ответ – версия (со ссылкой на накопленный собственный багаж знаний и полученной информации извне).

Мозговая активность ↑

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с так называемыми детскими «почемучками», когда лимит вопросов явно зашкаливает, причем иногда, даже не дослушав вашу версию ответа, малыш спешит озадачить новым «почему». Природа этих вопросов очевидна – те трудности, которые порождают обстоятельства, ситуативные проблемы, постоянно возникающие на жизненном пути маленького человека Мышление у детейвследствие его неумения владеть ситуацией, понять природу происхождения и особенности многих явлений и действий окружающих, как раз и побуждают дошкольника проявлять недюжинную любознательность.

Когда мы развиваем мозговую деятельность малыша путем конкретных ответов и руководства к действию на возникшие вопросы, мы, тем самым, поощряем его интуитивную тягу к познанию. А если мы развиваем его логическое мышление посредством игровых предложений, процесс познания облегчается в разы, поскольку именно в таких ситуациях дети чувствуют себя максимально комфортно, а, следовательно, лучше усваивают информацию. Отсюда главное правило – развиваем играючи!

Стоит отметить, что нахождение ребенка в детском дошкольном учреждении в корне меняет активную деятельность и информационное наполнение мозговых центров. Становится более емким круг повседневных обязанностей, расширяется кругозор, растет интерес к самому процессу размышления. Дети коллективно учатся следить за ходом мыслей и суждений воспитателя, который, понимая, что так мы развиваем интеллект подопечного, четко следит за конструктивностью высказываний, их доступностью для понимания и адекватного восприятия. Малыши учатся находить связующее звено между своими мыслями и поступками, и хотя на данном этапе процесс мышления еще несколько ограничен, отмечена стойкая тенденция к развитию пространственных суждений и размышлений. Ребенок способен прекрасно рассуждать о том, что ему хорошо знакомо и понятно: об окружающей природе, животных, привычных предметах и действиях.

Способы мышления ↑

Детское восприятие окружающей действительности происходит посредством:

  • чувственного понимания и сознания мира;
  • абстрактных рассуждений и визуальных наблюдений.

Первый вариант находит свое проявление посредством впечатлений, тактильных и телесных ощущений,Мышление у детей фантазийных представлений, восполняющих непонимание реальной информации. Эффективно пользуясь данными ощущениями, дети, впадая в размышления о происходящем вокруг них, выходят за грань эмоционального восприятия, они начинают принимать мир во всех его красках и отношениях, которые так или иначе, не наблюдаемы внешне либо непредсказуемы интуитивно. Так, ребенок получает способность к мозговому преобразованию объектов в материальные и практические действия.

Умение абстрактно рассуждать значительно расширяет детские умственные возможности.

Таким образом, когда мы развиваем логику и интеллектуальные способности наших детей, мы способствуем накоплению их генофонда, повышаем усвояемые возможности, что окажет им неоценимую услугу в процессе школьного обучения, прививаем основные навыки познания и принятия мира. Полученные таким образом знания  незаменимы для преодоления большого количества логических задач и признаны стать базовой надстройкой интеллекта взрослого человека.

Автор: Буланая Марина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление