«Старая пословица про людей, которые используют только 10% своего мозга, не правдива. Каждая часть мозга имеет свою функцию.»

Что не является формой абстрактного мышления?

Умение абстрагироваться от сиюминутной реальности и мелких деталей существенно отличает человека от животного. Одним из главных мыслительных процессов, присущих людям, является абстрактное мышление. Без него отражение действительности не было бы полным. Это могло повлиять на степень адаптации человека к окружающей среде.

Сущность и функции данного вида мыслительного процесса ↑

МышлениеОдин из видов мышления, при котором происходит осознание всей системы, а не отдельных ее понятий, называется абстрактным. Человек смотрит на ситуацию как бы сверху, а не изнутри. Это позволяет увидеть гораздо больше и выявить причинно-следственные связи. Развитие познавательного процесса происходит с возрастом. Впервые признаки абстрактного мышления появляются в 5–7 лет. Развитие его представляется сложным, длительным и трудоемким.

Важно! С детских лет необходимо прививать умение оперировать обобщенными понятиями. Педагоги и логопеды отслеживают качественное преобразование с возрастом ребенка уровень его суждений, знания понятий и в какой форме он их применяет.

Основные функции данного вида мыслительной деятельности:

  • познавательная – получение новых знаний и открытий;
  • регулирующая – в соответствии с выводами на основе суждений человек меняет свое поведение;
  • сенсорная – абстрагирование позволяет воздействовать на чувственную сферу;
  • целеполагающую – формируется в процессе образ конечного результата, человек на уровне понятий начинает больше ориентироваться на будущее.

В профессиональной сфере развитое абстрактное мышление позволяет иметь более высокий уровень востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. Оно является основой ряда профессий.

Виды абстракции ↑

Человек не задумывается о том, каким видом абстрактного мышления он пользуется. Хотя оно является многогранным. Принято выделять такие виды абстракции:

  • примитивно-чувственная – связана с восприятием предметов и объектов;Мышление
  • идеализирующая – предусматривает изображение в виде схемы, модели с обязательным указанием определенных идеальных условий. Часто используется в науке;
  • обобщающая – ее целью является создание общего представления для нескольких предметов;
  • изолирующая – предназначена видеть больше, чем то, на чем концентрируется внимание человека;
  • содержательная – призвана выделять свойства предмета.

Важно! Редко одна и та же форма мыслительной деятельности характеризуется несколькими видами абстракции.

Каждый вид можно развивать отдельно, выполняя соответствующие упражнения. Некоторым людям свойственны больше одни типы абстрагирования, кому-то подвластны от природы все.  Влияет на данный мыслительный процесс:

  • возраст;
  • наличие психических или неврологических заболеваний;
  • опыт и наличие активной деятельности;
  • степень разносторонности интересов.

Формы абстрактной мыслительной деятельности ↑

Абстрактное мышление существует в трех формах. В виде:

  • понятий – когда несколько предметов отражаются в одном обобщающем признаке. Например, кошка, корова, белая роза;
  • суждений – этой форме присуще отрицание или утверждение, которые касаются событий из окружающего мира. Они равносильны предложениям;
  • умозаключений. Этой формой принято обозначать ситуацию, когда из нескольких выдвинутых суждений, создается новое. Оно становится результатом, выводом, новым знанием.

МышлениеМетод индукции и дедукции являются самыми распространенными способами создания умозаключения.

Для создания суждений необходимо использования понятия, в которых отражаются связи существующих предметов. Значит, каждой форме присуща связь с другими двумя.  Активное применение всех трех типов возможно в случае, если человек обладает не только знаниями, но и опытом.

Среди суждений могут быть оспоримые, общие или единичные факты.

В виде понятий можно фиксировать признаки:

  • существенные и несущественные;
  • необходимые и случайные;
  • качественные и количественные;
  • общие и частные.

В обыденном познании понятие является менее значимой формой абстрактного мышления. Если же их применяют в научной сфере, то разработка понятий может стать целью деятельности. Эксперты принимают решение, насколько в созданном понятии отражены характерные признаки.

Чтобы активно развивать эту познавательную деятельность, необходимо работать над речью. Полезным является:

  • освоение синонимов, антонимов, омонимов;
  • исследование происхождения понятий, особенно пришедших из иностранных языков;
  • изучение иностранных языков;
  • обобщение представленных понятий;
  • создание моделей и схем для любых действий или процессов. Например, чистка зубов, поездка в метро.

Заниматься абстрагированием полезно на протяжении всей жизни. Это позволяет активизировать и другие психические процессы: восприятие, внимание, обучение и память. Уже через пару недель небольших тренировок позволит ощутить увеличение скорости формулирования мыслей и создание более сложных предложений.

Неабстрактные формы ↑

Чтобы понимать, является ли какой-то элемент мыслительного процесса абстрактным,  нужно проверить его по следующим критериям:

  • возможность обобщения;Мышление
  • способность участвовать в моделировании;
  • построение причинно-следственных связей;
  • систематизация;
  • результирующее действие, которое может быть не связано с реальной средой.

Речь не идет об абстрактном, если это:

  • гипотеза;
  • восприятие;
  • мысль;
  • теория;
  • эмоции;
  • интуиция;
  • ощущения;
  • чувства.

Все эти элементы тесным образом взаимосвязаны и могут быть определены с помощью понятий и суждений. Для абстрактного мышления важно, отражаются ли в данных элементах взаимосвязи.

Каждый день человек использует свои навыки в области абстрактной мыслительной деятельности. Почти любая сказанная фраза представляет собой результат абстрагирования. Лишь единицы занимаются взращиванием в себе способности абстрагироваться, чтобы обеспечивать движение вперед. Если не данный вид деятельности, не состоялось бы ни одно научное открытие или знание.

Автор: Светлана Шадрина

Чтение укрепляет нейронные связи:

mozgid.ru
Мышление